Не так давно в арсенале заказчиков появилась новая закупочная процедура под названием «запрос предложений», которая за довольно короткий срок завоевала особую популярность и начала активно использоваться в осуществлении государственных и коммерческих закупок. О том, что именно собой представляет запрос предложений по 44-ФЗ, и в чем заключаются нюансы данной процедуры, сегодня и пойдет речь.
Что это такое?
Открытый запрос предложений в электронной форме
В подавляющем большинстве случаев под запросом предложений понимается письменный запрос Заказчика потенциальным поставщикам с указанием всех необходимых требований к товару и критериев определения победителя.
Чем запрос предложений отличается от запроса котировок?
Вопреки довольно распространенному мнению, запрос предложений и запрос котировок – не одно и то же.
В соответствии с частью 3 статьи 83 Закона 44-ФЗ, извещение о планируемом проведении запроса предложений должно размещаться в ЕИС не позже, чем за 5 дней до начала проведения процедуры.
Вместе с публикацией извещения Заказчик вправе направить приглашения на участие в запросе потенциальным поставщикам. При этом Заказчик в обязательном порядке должен отправить приглашения на участие в запросе лицам, с которыми в предыдущие 18 месяцев заключались контракты в отношении того же объекта закупки. Исключение составляют поставщики, с которыми были расторгнуты контракты по причине ненадлежащего исполнения оговоренных обязательств.
Важно: Если Заказчик никому не направляет приглашения на участие в закупке, то и приглашать «бывших» поставщиков он не обязан.
Если речь идет о закупке товара, являющегося предметом договора, расторгнутого Заказчиком в одностороннем порядке, то Заказчик обязан отправить приглашения на участие в запросе предложений только тем поставщикам, которые являлись участниками торгов на право подписания договора, расторжение которого осуществлено согласно положениям части 9 статьи 95 Закона 44-ФЗ.
Кто признается победителем в запросе предложений?
Победителем в запросе предложений признается поставщик, направивший Заказчику наиболее подходящее и выгодное предложение.
Запрос предложений: обеспечение заявки — нужно или нет?
Согласно законодательству в рамках 44-ФЗ, Заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении заявки лишь в том случае, когда повторный конкурс или аукцион были признаны несостоявшимся. В остальных случаях требование об обеспечении заявки недопустимо.
Запрос предложений по 44-ФЗ: что нужно знать
Порядок проведения
Порядок проведения данной процедуры регламентирован статьей 83 Федерального закона 44-ФЗ.
Условно можно разделить порядок проведения процедуры на несколько этапов:
- создание единой комиссии по рассмотрению поступивших заявок;
- составление и утверждение извещения, документов о проведении процедуры и проекта контракта;
- публикация извещения, документов и проекта контракта в ЕИС;
- отправка приглашений потенциальным участникам;
- формирование и подача заявок участниками закупки;
- корректировка или отзыв ранее поданных заявок на участие;
- вскрытие конвертов с поступившими заявками и открытие доступа к электронным заявкам;
- изучение и оценка поступивших заявок;
- оглашение наиболее выгодных условий контракта без указания участника запроса;
- отправление окончательных предложений (при отказе участника от направления повторной заявки окончательным предложением признается ранее им поданная заявка);
- вскрытие конвертов с окончательными заявками или открытие доступа к электронным повторным заявкам;
- оценка поступивших окончательных предложений и подведение итогов (если в нескольких заявках содержатся одинаковые окончательные предложения, то победившей признается более ранняя заявка);
- заключение контракта с победителем.
В каких случаях проводится?
Согласно части 2 статьи 83 Закона 44-ФЗ Заказчик имеет право использовать запрос предложений в качестве способа определения поставщика, если речь идет о:
- заключении контракта на поставку спортинвентаря и оборудования для подготовки сборных команд России к участию в Олимпийских/Паралимпийских играх;
- подписании контракта федеральным органом исполнительной власти с иностранной организацией на зарубежное лечение нашего соотечественника;
- закупке товара, являющегося предметом договора, расторгнутого Заказчиком в одностороннем порядке;
- закупке лекарственных препаратов, необходимых нашему соотечественнику при наличии соответствующих медицинских показаний;
- признании повторного электронного аукциона или конкурса не состоявшимися;
- закупке изделий народного художественного промысла;
- закупке услуг по защите и представлению интересов государства в случае подачи физическими или юридическими лицами искового заявления в судебные органы иностранных государств, международные суды или арбитражи.
Сроки
Сроки на проведение каждого этапа данной процедуры строго регламентированы 44-ФЗ. Для наглядности оформим таблицу.
Этап | Сроки | Ссылка на 44-ФЗ |
Публикация извещения и сопутствующей документации в ЕИС | Не позднее чем за 5 дней до начала процедуры | Часть 3 и 6 статья 83 |
Отправка приглашений потенциальным участникам | Одновременно с публикацией извещения в ЕИС | Часть 3 статья 83 |
Прекращение приема заявок | В день официального вскрытия конвертов и открытия доступа | Часть 7.1 статья 83 |
Отправка участниками окончательных предложений | Не позднее следующего рабочего дня после дня проведения запроса | Часть 12 статья 83 |
Публикация выписки из протокола проведения запроса в ЕИС | В день официального вскрытия конвертов и открытия доступа | Часть 13 статья 83 |
Вскрытие конвертов и открытие доступа к окончательным предложениям | Наследующий рабочий день после дня завершения проведения запроса | Часть 15 статья 83 |
Публикация итогового протокола в ЕИС | В день утверждения протокола | Часть 16 статья 83 |
Заключение контракта с победившим поставщиком | Не раньше чем через 7, но не позже чем через 20 дней после дней со дня публикации итогового протокола в ЕИС | Часть 17 статья 83 |
Уведомление другой стороны о наличии судебных актов или обстоятельств, препятствующих заключению контракта | В течение одного дня | Часть 21 статья 83 |
Уведомление другой стороны в случае отмены препятствующих заключению контракта обстоятельств или судебных решений | Не позже дня, следующего за днем прекращения действия препятствующих факторов | Часть 21 статья 83 |
Извещение о проведении запроса предложений
В соответствии с действующим российским законодательством, а именно частью 3 статьи 83 Закона №44-ФЗ, официальное извещение о проведении запроса предложений должно размещаться в ЕИС не позже, чем за 5 дней до начала проведения процедуры.
В данном документе должны содержаться следующие данные:
- наименование, адрес, контактные данные (номер телефона и адрес электронной почты), уполномоченное должностное лицо Заказчика;
- лаконичное изложение условий договора;
- идентификационный код/номер закупки;
- актуальное ограничение участия в процедуре;
- применяемый метод определения поставщика;
- сумма и порядок внесения средств в качестве обеспечения (при наличии оснований);
- требования к участникам процедуры;
- исчерпывающий перечень необходимой документации;
- указание языка, на котором предоставлена вся документация о проведении процедуры;
- дата, время и место вскрытия конвертов с поступившими заявками, а также открытия доступа к электронным предложениям;
- методы и условия получения необходимой документации о проведении процедуры;
- плата за предоставление документации;
- место, сроки и порядок подачи заявок на участие;
- преимущества для специализированных учреждений: субъектов малого предпринимательства, организаций инвалидов, социально-ориентированных некоммерческих компаний и организаций уголовно-исполнительной системы.
Важно: С момента публикации извещения в ЕИС отменять проведение процедуры или вносить какие-либо корректировки в документ Заказчик не вправе. Запрос предложений – единственная процедура по 44-ФЗ, которую после публикации извещения в информационной системе отменить нельзя.
Документация
Согласно действующему законодательству вместе с размещением извещения в ЕИС Заказчик обязан там же опубликовать сопутствующую документацию, в которой должна быть указана информация из извещения, а также:
- название и описание объекта планируемой закупки, условий будущего контракта и обоснование его максимальной стоимости;
- требования к форме и составу заявок на участие, инструкция по их составлению;
- информация о возможности изменения Заказчиком оговоренных условий при заключении договора или в ходе его исполнения;
- регламент проведения процедуры;
- порядок и сроки отзыва ранее поданных заявок на участие в процедуре;
- критерии оценки поступивших заявок;
- информация о контрактной службе, управляющем и лицах, ответственных за подписание контракта;
- сроки подписания контракта;
- сведения о возможности единоличного отказа от исполнения контракта.
Внимание: К документам о проведении запроса предложений в информационной системе в обязательном порядке прилагается официальный проект контракта.
Как оцениваются заявки: критерии
Информация о критериях оценки поступивших заявок на участие в запросе предложений, а также о величинах значимости указанных критериев, указываются в документации о проведении процедуры (пункт 7 часть 6 статья 83 Закона 44-ФЗ). В то же время Заказчик имеет право не использовать предусмотренные частью 1 статьи 32 критерии изучения и оценки заявок и их величины значимости (часть 2 статья 32 44-ФЗ).
При этом часть 4 статьи 32 того же закона гласит о том, что число используемых при определении поставщика критериев (кроме случаев проведения аукциона) должно быть не менее двух, один из которых – стоимость контракта.
Если Заказчик использует предусмотренные законодательством критерии оценки заявок, то и сам порядок оценки должен соответствовать нормативно-законодательным актам, а оценка заявок – производиться по установленным Правительством формулам.
Если же Заказчиком используются критерии, отличающиеся от установленных на законодательном уровне, то и порядок оценки должен быть определен Заказчиком самостоятельно.
Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта
Как уже было сказано, Заказчик имеет право установить требование об обеспечении подаваемой заявки только в том случае, когда повторный конкурс или аукцион были официально признаны несостоявшимися. В остальных случаях установление такого требования не правомерно.
Также следует обратить внимание на тот факт, что подавляющее большинство заказчиков не указывают в документации порядок возврата денежных средств, используемых в качестве обеспечения заявки. Статьи 44 и 83 Закона 44-ФЗ также не регламентируют порядок возврата ранее внесенных средств, поэтому руководствоваться в этой ситуации опять приходится общим подходом. В связи с этим сумма, внесенная в счет обеспечения заявки, должна быть возвращена в пятидневный срок с момента:
- отзыва заявки участником процедуры;
- утверждение комиссией протокола проведения процедуры;
- подписания контракта с победившим участником.
Обеспечение исполнения контракта Заказчик должен потребовать лишь в случае проведения процедуры запроса предложений:
- при единоличном отказе Заказчика от исполнения условий договора;
- в случае признания повторного конкурса или аукциона несостоявшимися.
В каком случае запрос предложений может быть признан не состоявшимся?
Часть 8 статья 83 44-ФЗ определяет лишь два случая, при которых запрос предложений может быть признан несостоявшимся, а именно:
- на участие в процедуре была подана лишь одна заявка;
- на участие в процедуре не было подано ни одной заявки.
В первом случае проблема решается заключением договора с единственным поставщиком, но только в том случае, если поданная заявка отвечает всем установленным Заказчиком требованиям.
Во втором случае Заказчику предстоит внести соответствующие изменения в план-график и план закупок, после чего повторить проведение закупки. Исключение составляет только случай заключения контракта между органом исполнительной власти и зарубежной организацией на лечение гражданина России за пределами страны.
Как сделать запрос на коммерческое предложение: образец
Скачать образец запроса на коммерческое предложение можно по адресу https://yadi.sk/i/bXHto10S3Krs6d.
Ответ на запрос: пример
Ознакомиться с ответом на запрос коммерческого предложения можно по ссылке: https://yadi.sk/i/XjdSyTsS3Krs7Q.
Что нужно знать про запрос предложений по 223-ФЗ
Учреждения, работающие по 223-ФЗ осуществляют собственные закупки в соответствии с федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами страны, в том числе с:
- Конституцией РФ;
- ГК РФ;
- 135-ФЗ;
- 223-ФЗ.
- Положением о закупке.
Важно: Положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность Заказчика и содержащий требования к планируемой закупке, в том числе: порядок подготовки и проведения процедуры, условия применения, порядок заключения и исполнения контрактов.
Иными словами, в обязанности каждого Заказчика входит самостоятельная разработка и утверждение собственного Положения о закупке, в котором необходимо прописать все важные сведения и требования к проведению процедуры.
Как показывает практика, наиболее часто Заказчики берут за основу обязательные требования к проведению процедуры в рамках 44-ФЗ и дорабатывают документ с учетом собственных потребностей.
Так как требования к процедуре у каждого Заказчика свои – то участникам запроса предложений следует быть предельно внимательными при подготовке заявок. В первую очередь следует ознакомиться с документацией, и только потом изучить Положение о закупке настоящего Заказчика. В противном случае шансы допустить серьезную ошибку при подготовке заявки на участие крайне велики.
Важно: Переторжка может проводиться лишь в том случае, если в документации о текущем запросе предложений указана возможность проведения процедуры уторговывания цены.
Как показывает практика, в рамках Закона 223-ФЗ данная форма закупок используется Заказчиками не в целях наиболее эффективного расходования финансовых средств и развития здоровой конкуренции (как указано в действующем законодательстве), а для сохранения собственных проверенных поставщиков.