Не так давно в арсенале заказчиков появилась новая закупочная процедура под названием «запрос предложений», которая за довольно короткий срок завоевала особую популярность и начала активно использоваться в осуществлении государственных и коммерческих закупок. О том, что именно собой представляет запрос предложений по 44-ФЗ, и в чем заключаются нюансы данной процедуры, сегодня и пойдет речь.

Запрос предложений по 44-ФЗ

Что это такое?

Открытый запрос предложений в электронной форме

В подавляющем большинстве случаев под запросом предложений понимается письменный запрос Заказчика потенциальным поставщикам с указанием всех необходимых требований к товару и критериев определения победителя.

Согласно Закону №44-ФЗ, запрос предложений – это особый способ определения поставщика, при котором сведения о закупаемом товаре передаются неограниченному кругу лиц с помощью размещения в ЕИС официального извещения о проведении запроса предложений и сопутствующей документации. Победившим участником запроса при этом признается поставщик, направивший Заказчику наиболее подходящее и выгодное предложение.

Чем запрос предложений отличается от запроса котировок?

Вопреки довольно распространенному мнению, запрос предложений и запрос котировок – не одно и то же.

Основное отличие заключается в наличии дополнительных критериев оценки поступивших заявок при использовании запроса предложений, в то время как у запроса котировок стоимость контракта является основным и единственным критерием определения поставщика.

В соответствии с частью 3 статьи 83 Закона 44-ФЗ, извещение о планируемом проведении запроса предложений должно размещаться в ЕИС не позже, чем за 5 дней до начала проведения процедуры.

Вместе с публикацией извещения Заказчик вправе направить приглашения на участие в запросе потенциальным поставщикам. При этом Заказчик в обязательном порядке должен отправить приглашения на участие в запросе лицам, с которыми в предыдущие 18 месяцев заключались контракты в отношении того же объекта закупки. Исключение составляют поставщики, с которыми были расторгнуты контракты по причине ненадлежащего исполнения оговоренных обязательств.

Важно: Если Заказчик никому не направляет приглашения на участие в закупке, то и приглашать «бывших» поставщиков он не обязан.

Если речь идет о закупке товара, являющегося предметом договора, расторгнутого Заказчиком в одностороннем порядке, то Заказчик обязан отправить приглашения на участие в запросе предложений только тем поставщикам, которые являлись участниками торгов на право подписания договора, расторжение которого осуществлено согласно положениям части 9 статьи 95 Закона 44-ФЗ.

Кто признается победителем в запросе предложений?

Победителем в запросе предложений признается поставщик, направивший Заказчику наиболее подходящее и выгодное предложение.

Запрос предложений: обеспечение заявки — нужно или нет?

Согласно законодательству в рамках 44-ФЗ, Заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении заявки лишь в том случае, когда повторный конкурс или аукцион были признаны несостоявшимся. В остальных случаях требование об обеспечении заявки недопустимо.

Запрос предложений по 44-ФЗ: что нужно знать

Порядок проведения

Порядок проведения данной процедуры регламентирован статьей 83 Федерального закона 44-ФЗ.

Условно можно разделить порядок проведения процедуры на несколько этапов:

  1. создание единой комиссии по рассмотрению поступивших заявок;
  2. составление и утверждение извещения, документов о проведении процедуры и проекта контракта;
  3. публикация извещения, документов и проекта контракта в ЕИС;
  4. отправка приглашений потенциальным участникам;
  5. формирование и подача заявок участниками закупки;
  6. корректировка или отзыв ранее поданных заявок на участие;
  7. вскрытие конвертов с поступившими заявками и открытие доступа к электронным заявкам;
  8. изучение и оценка поступивших заявок;
  9. оглашение наиболее выгодных условий контракта без указания участника запроса;
  10. отправление окончательных предложений (при отказе участника от направления повторной заявки окончательным предложением признается ранее им поданная заявка);
  11. вскрытие конвертов с окончательными заявками или открытие доступа к электронным повторным заявкам;
  12. оценка поступивших окончательных предложений и подведение итогов (если в нескольких заявках содержатся одинаковые окончательные предложения, то победившей признается более ранняя заявка);
  13. заключение контракта с победителем.

В каких случаях проводится?

Согласно части 2 статьи 83 Закона 44-ФЗ Заказчик имеет право использовать запрос предложений в качестве способа определения поставщика, если речь идет о:

  • заключении контракта на поставку спортинвентаря и оборудования для подготовки сборных команд России к участию в Олимпийских/Паралимпийских играх;
  • подписании контракта федеральным органом исполнительной власти с иностранной организацией на зарубежное лечение нашего соотечественника;
  • закупке товара, являющегося предметом договора, расторгнутого Заказчиком в одностороннем порядке;
  • закупке лекарственных препаратов, необходимых нашему соотечественнику при наличии соответствующих медицинских показаний;
  • признании повторного электронного аукциона или конкурса не состоявшимися;
  • закупке изделий народного художественного промысла;
  • закупке услуг по защите и представлению интересов государства в случае подачи физическими или юридическими лицами искового заявления в судебные органы иностранных государств, международные суды или арбитражи.

Сроки

Сроки на проведение каждого этапа данной процедуры строго регламентированы 44-ФЗ. Для наглядности оформим таблицу.

Этап Сроки Ссылка на 44-ФЗ
Публикация извещения и сопутствующей документации в ЕИС Не позднее чем за 5 дней до начала процедуры Часть 3 и 6 статья 83
Отправка приглашений потенциальным участникам Одновременно с публикацией извещения в ЕИС Часть 3 статья 83
Прекращение приема заявок В день официального вскрытия конвертов и открытия доступа Часть 7.1 статья 83
Отправка участниками окончательных предложений Не позднее следующего рабочего дня после дня проведения запроса Часть 12 статья 83
Публикация выписки из протокола проведения запроса в ЕИС В день официального вскрытия конвертов и открытия доступа Часть 13 статья 83
Вскрытие конвертов и открытие доступа к окончательным предложениям Наследующий рабочий день после дня завершения проведения запроса Часть 15 статья 83
Публикация итогового протокола в ЕИС В день утверждения протокола Часть 16 статья 83
Заключение контракта с победившим поставщиком Не раньше чем через 7, но не позже чем через 20 дней после дней со дня публикации итогового протокола в ЕИС Часть 17 статья 83
Уведомление другой стороны о наличии судебных актов или обстоятельств, препятствующих заключению контракта В течение одного дня Часть 21 статья 83
Уведомление другой стороны в случае отмены препятствующих заключению контракта обстоятельств или судебных решений Не позже дня, следующего за днем прекращения действия препятствующих факторов Часть 21 статья 83

Извещение о проведении запроса предложений

В соответствии с действующим российским законодательством, а именно частью 3 статьи 83 Закона №44-ФЗ, официальное извещение о проведении запроса предложений должно размещаться в ЕИС не позже, чем за 5 дней до начала проведения процедуры.

В данном документе должны содержаться следующие данные:

  • наименование, адрес, контактные данные (номер телефона и адрес электронной почты), уполномоченное должностное лицо Заказчика;
  • лаконичное изложение условий договора;
  • идентификационный код/номер закупки;
  • актуальное ограничение участия в процедуре;
  • применяемый метод определения поставщика;
  • сумма и порядок внесения средств в качестве обеспечения (при наличии оснований);
  • требования к участникам процедуры;
  • исчерпывающий перечень необходимой документации;
  • указание языка, на котором предоставлена вся документация о проведении процедуры;
  • дата, время и место вскрытия конвертов с поступившими заявками, а также открытия доступа к электронным предложениям;
  • методы и условия получения необходимой документации о проведении процедуры;
  • плата за предоставление документации;
  • место, сроки и порядок подачи заявок на участие;
  • преимущества для специализированных учреждений: субъектов малого предпринимательства, организаций инвалидов, социально-ориентированных некоммерческих компаний и организаций уголовно-исполнительной системы.

Важно: С момента публикации извещения в ЕИС отменять проведение процедуры или вносить какие-либо корректировки в документ Заказчик не вправе. Запрос предложений – единственная процедура по 44-ФЗ, которую после публикации извещения в информационной системе отменить нельзя.

Документация

Согласно действующему законодательству вместе с размещением извещения в ЕИС Заказчик обязан там же опубликовать сопутствующую документацию, в которой должна быть указана информация из извещения, а также:

  • название и описание объекта планируемой закупки, условий будущего контракта и обоснование его максимальной стоимости;
  • требования к форме и составу заявок на участие, инструкция по их составлению;
  • информация о возможности изменения Заказчиком оговоренных условий при заключении договора или в ходе его исполнения;
  • регламент проведения процедуры;
  • порядок и сроки отзыва ранее поданных заявок на участие в процедуре;
  • критерии оценки поступивших заявок;
  • информация о контрактной службе, управляющем и лицах, ответственных за подписание контракта;
  • сроки подписания контракта;
  • сведения о возможности единоличного отказа от исполнения контракта.

Внимание: К документам о проведении запроса предложений в информационной системе в обязательном порядке прилагается официальный проект контракта.

Как оцениваются заявки: критерии

Информация о критериях оценки поступивших заявок на участие в запросе предложений, а также о величинах значимости указанных критериев, указываются в документации о проведении процедуры (пункт 7 часть 6 статья 83 Закона 44-ФЗ). В то же время Заказчик имеет право не использовать предусмотренные частью 1 статьи 32 критерии изучения и оценки заявок и их величины значимости (часть 2 статья 32 44-ФЗ).

При этом часть 4 статьи 32 того же закона гласит о том, что число используемых при определении поставщика критериев (кроме случаев проведения аукциона) должно быть не менее двух, один из которых – стоимость контракта.

Таким образом, при проведении процедуры запроса предложений Заказчик должен указать в документации как минимум два критерия оценки поступивших заявок: стоимость контракта и любой другой дополнительный критерий на выбор Заказчика (например, объем гарантийных обязательств или срок поставки товара).

Если Заказчик использует предусмотренные законодательством критерии оценки заявок, то и сам порядок оценки должен соответствовать нормативно-законодательным актам, а оценка заявок – производиться по установленным Правительством формулам.

Если же Заказчиком используются критерии, отличающиеся от установленных на законодательном уровне, то и порядок оценки должен быть определен Заказчиком самостоятельно.

Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта

Как уже было сказано, Заказчик имеет право установить требование об обеспечении подаваемой заявки только в том случае, когда повторный конкурс или аукцион были официально признаны несостоявшимися. В остальных случаях установление такого требования не правомерно.

Статьей 44 Закона 44-ФЗ устанавливаются требования к обеспечению заявки лишь для проведения аукционов и конкурсов, а запрос предложений в настоящей статье не оговаривается. Однако если основываться на общем подходе к применению норм законодательства, то сумма обеспечения заявки должна устанавливаться в пределах 0,5-5% от начальной стоимости контракта. Соответственно, обеспечение заявки на участие в данной процедуре может предоставляться посредством внесения необходимой суммы на счет или специализированной банковской гарантией.

Также следует обратить внимание на тот факт, что подавляющее большинство заказчиков не указывают в документации порядок возврата денежных средств, используемых в качестве обеспечения заявки. Статьи 44 и 83 Закона 44-ФЗ также не регламентируют порядок возврата ранее внесенных средств, поэтому руководствоваться в этой ситуации опять приходится общим подходом. В связи с этим сумма, внесенная в счет обеспечения заявки, должна быть возвращена в пятидневный срок с момента:

  • отзыва заявки участником процедуры;
  • утверждение комиссией протокола проведения процедуры;
  • подписания контракта с победившим участником.

Обеспечение исполнения контракта Заказчик должен потребовать лишь в случае проведения процедуры запроса предложений:

  • при единоличном отказе Заказчика от исполнения условий договора;
  • в случае признания повторного конкурса или аукциона несостоявшимися.
Во всех остальных случаях требование обеспечения исполнения договора является законным правом, но не обязанностью Заказчика. Руководствоваться при этом Заказчики должны требованиями статьи 96 Закона 44-ФЗ.

В каком случае запрос предложений может быть признан не состоявшимся?

Часть 8 статья 83 44-ФЗ определяет лишь два случая, при которых запрос предложений может быть признан несостоявшимся, а именно:

  • на участие в процедуре была подана лишь одна заявка;
  • на участие в процедуре не было подано ни одной заявки.

В первом случае проблема решается заключением договора с единственным поставщиком, но только в том случае, если поданная заявка отвечает всем установленным Заказчиком требованиям.

Во втором случае Заказчику предстоит внести соответствующие изменения в план-график и план закупок, после чего повторить проведение закупки. Исключение составляет только случай заключения контракта между органом исполнительной власти и зарубежной организацией на лечение гражданина России за пределами страны.

Как сделать запрос на коммерческое предложение: образец

Скачать образец запроса на коммерческое предложение можно по адресу https://yadi.sk/i/bXHto10S3Krs6d.

Ответ на запрос: пример

Ознакомиться с ответом на запрос коммерческого предложения можно по ссылке: https://yadi.sk/i/XjdSyTsS3Krs7Q.

Что нужно знать про запрос предложений по 223-ФЗ

Учреждения, работающие по 223-ФЗ осуществляют собственные закупки в соответствии с федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами страны, в том числе с:

  • Конституцией РФ;
  • ГК РФ;
  • 135-ФЗ;
  • 223-ФЗ.
  • Положением о закупке.

Важно: Положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность Заказчика и содержащий требования к планируемой закупке, в том числе: порядок подготовки и проведения процедуры, условия применения, порядок заключения и исполнения контрактов.

Иными словами, в обязанности каждого Заказчика входит самостоятельная разработка и утверждение собственного Положения о закупке, в котором необходимо прописать все важные сведения и требования к проведению процедуры.

Как показывает практика, наиболее часто Заказчики берут за основу обязательные требования к проведению процедуры в рамках 44-ФЗ и дорабатывают документ с учетом собственных потребностей.

Так как требования к процедуре у каждого Заказчика свои – то участникам запроса предложений следует быть предельно внимательными при подготовке заявок. В первую очередь следует ознакомиться с документацией, и только потом изучить Положение о закупке настоящего Заказчика. В противном случае шансы допустить серьезную ошибку при подготовке заявки на участие крайне велики.

В целом, порядок проведения процедуры по 223-ФЗ сильно напоминает порядок проведения процедуры в рамках 44-ФЗ. Однако в некоторых случаях вместо подачи окончательных заявок может проводиться переторжка (уторговывание цены). Впрочем, данную процедуру также можно отнести к улучшению собственного коммерческого предложения.

Важно: Переторжка может проводиться лишь в том случае, если в документации о текущем запросе предложений указана возможность проведения процедуры уторговывания цены.

Как показывает практика, в рамках Закона 223-ФЗ данная форма закупок используется Заказчиками не в целях наиболее эффективного расходования финансовых средств и развития здоровой конкуренции (как указано в действующем законодательстве), а для сохранения собственных проверенных поставщиков.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Также вы можете задать вопрос онлайн-консультанту:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82