На сегодняшний день запрос котировок считается самым простым, востребованным и быстрым способом проведения закупки, ведь для участия не требуются серьезные финансовые вложения и ощутимые временные затраты. О том, что собой представляет запрос котировок по 44-ФЗ, и о каких нюансах следует знать, мы сегодня и поговорим.
Что это такое?
Запрос котировок представляет собой способ определения поставщика, при котором победителем признается поставщик, предложивший наиболее выгодные для Заказчика условия.
Требования и порядок проведения запроса котировок регламентированы статьями 72-74 44-ФЗ.
Важно: Информация о проведении котировочного запроса должна размещаться Заказчиком в ЕИС и быть доступной для ознакомления без взимания какой-либо платы. Одновременно с публикацией сведений о запросе котировок организатор закупки вправе направить запрос как минимум трем лицам, осуществляющих поставку необходимой продукции.
Участником котировочного запроса может быть совершенно любое юридическое или физическое лицо, в том числе и лица, зарегистрированные в качестве ИП. Необходимо отметить, что участник закупки может подать лишь одну котировочную заявку от собственного имени.
Плюсы и минусы
В качестве способа определения поставщика котировочный запрос обладает как минимум тремя неоспоримыми преимуществами:
- простотой (отсутствием необходимости разрабатывать закупочную документацию и продумывать критерии оценки предложений, так как единственным критерием является стоимость контракта);
- скоростью (до семи рабочих дней на прием заявок, при этом вскрытие, рассмотрение и сопоставление заявок производится в течение одного дня);
- минимальным комплектом документов (лицензии, допуски СРО и другие сопутствующие документы к заявке не прикладываются).
В то же время к недостаткам запроса котировок можно отнести незначительную экономию средств для организатора закупки.
Чем отличается запрос котировок от запроса предложений?
Основными отличиями котировочного запроса от запроса предложений являются:
- механизм определения победившего участника (при котировочном запросе основным критерием является предложенная цена, в то время как при запросе предложений во внимание берутся наиболее привлекательные условия исполнения контракта);
- типы закупок, которые могут быть осуществлены посредством запроса (при котировочном запросе основным условием является стоимость контракта, которая не должна превышать полумиллиона рублей, а общий годовой объем при этом – 10 процентов от общего объема, предусмотренного планом-графиком; в то же время случаи, при которых допускается проведение запроса предложений, строго регламентированы на законодательном уровне);
- состав документов (при запросе котировок Заказчик должен разместить в ЕИС извещение и проект контракта, в то время как при запросе предложений необходимо добавить еще и документацию, определенную требованиями части 6 статьи 83 44-ФЗ);
- внесение корректировок или отмена закупки (запрос котировок, в отличие от запроса предложений, не позволяет осуществлять данные действия);
- срок подачи и сопоставления заявок, окончательное предложение (при запросе котировок срок подачи заявок может колебаться от 4 до 7 дней, а после вскрытия конвертов победитель определяется в течение одного дня; однако при запросе предложений все допущенные участники предоставляют Заказчику окончательные предложения, после чего комиссии потребуется еще один день для определения и объявления победителя).
Котировочная комиссия 44-ФЗ: сколько человек
Согласно 44-ФЗ минимальное количество членов котировочной комиссии составляет 3 человека.
Закупки, которые можно провести запросом котировок
Как уже было сказано, Заказчик вправе использовать запрос котировок в качестве способа определения поставщика при условии, что максимальная стоимость контракта не превышает полумиллиона рублей, а годовой объем закупок, осуществляемых данным способом, не превышает 10 процентов совокупного ежегодного объема закупок Заказчика и 100 миллионов рублей (статья 72 44-ФЗ).
Как проводить запрос котировок по 44-ФЗ: пошаговая инструкция
В электронной форме
Для того чтобы принять участие в котировочном запросе в электронной форме потенциальному участнику необходимо подготовить и подать официальную заявку, оформленную в соответствии с требованиями статьи 73 44-ФЗ. Согласно настоящему законодательному акту в электронной заявке должны содержаться такие сведения, как:
- реквизиты участника;
- паспортные данные должностного лица;
- физический и юридический адреса организации;
- ИНН компании и ответственного лица;
- документы, подтверждающие наличие преимуществ (принадлежность к СМП, СОНКО и прочее);
- заявление цены выполнения поставок/работ по контракту.
Порядок проведения
Согласно статье 74 44-ФЗ, порядок проведения процедуры выглядит следующим образом:
- Заказчик размещает в ЕИС официальное извещение о проведении котировочного запроса и проект контракта минимум за 7 рабочих дней до окончания срока подачи заявок (или за 4 рабочих дня, если речь идет о закупке на сумму до 250 тысяч рублей);
- вместе с размещением извещения в ЕИС Заказчик вправе (а в случаях, определенных статьями 75 и 76 – обязан) направить запрос как минимум трем лицам, осуществляющим поставки необходимой продукции;
- котировочный запрос может направляться с использованием любых форм связи, в том числе в электронном формате;
- Заказчик может принять решение о внесении корректировок в официальное извещение не позже, чем за два рабочих дня до окончания сроков подачи заявок, при этом сроки подачи заявок должны быть продлены до необходимого минимума – 7 или 4 дней соответственно;
- прием заявок на участие в котировочном запросе прекращается в момент наступления срока вскрытия конвертов и открытия доступа к поступившим электронным предложениям.
Какие данные должны быть указаны в котировочной заявке?
В соответствии с требованиями части 3 статьи 37 Закона 44-ФЗ в котировочной заявке помимо реквизитов участника должны быть указаны следующие данные:
- согласие участника закупки исполнить условия контракта, указанные в официальном извещении о запросе котировок;
- наименование и основные характеристики поставляемой продукции;
- ценовое предложение;
- ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа или представителя единоличного исполнительного органа.
Запрос котировок: таблица сроков проведения
Сроки определения поставщика посредством проведения котировок строго регламентированы на законодательном уровне. Для удобства мы систематизировали данные и поместили их в таблицу, расположенную ниже.
Этап |
Сроки |
Публикация извещения | За 4 рабочих дня до даты окончания сроков подачи заявок (при стоимости контракта до 250 тысяч рублей) или за 7 рабочих дней до даты окончания сроков подачи заявок (при стоимости контракта до 500 тысяч рублей) |
Внесение корректировок в извещение | Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания сроков подачи заявок |
Публикация откорректированного извещения | В течение одного рабочего дня со дня внесения корректировок |
Продление сроков подачи заявок | на 4 рабочих дня до даты окончания сроков подачи заявок (при стоимости контракта до 250 тысяч рублей) или на 7 рабочих дней до даты окончания сроков подачи заявок (при стоимости контракта до 500 тысяч рублей) |
Отзыв заявки на участие | До окончания сроков подачи заявок |
Подтверждение получения котировочной заявки на участие Заказчиком | По требованию участника |
Рассмотрение поступивших заявок | В день вскрытия конвертов и открытия доступа к электронным предложениям |
Публикация протокола рассмотрения поступивших заявок | В день утверждения протокола |
Отправка проекта контракта победившему участнику | Не позднее двух рабочих дней с момента утверждения итогового протокола |
Подписание контракта | Не ранее 7 дней с момента публикации протокола в ЕИС, но не позднее 20 дней с момента его утверждения |
Разъяснение результатов рассмотрения заявки Заказчиком по запросу участника запроса | В течение двух рабочих дней с момента поступления запроса |
Котировочная заявка: какие документы прикладывать?
Согласно действующему законодательству участник закупки в форме запроса котировок должен приложить к собственной заявке:
- документы, подтверждающие право на получение преимуществ согласно статья 28 и 29 настоящего закона, или их копии;
- декларацию о принадлежности к СМП или СОНКО в случае, если Заказчиком установлено подобное ограничение;
- документы, подтверждающие соответствие продукции, работ и услуг предъявляемым требованиям, в том числе ограничением допуска.
Внимание: Требовать от участников запроса предоставления иной документации Заказчик не вправе.
Расчет сроков: калькулятор онлайн
Как уже было сказано, закон предусматривает определенные сроки проведения котировочного запроса. Однако для большего удобства расчета точных сроков можно воспользоваться специализированными сервисами, такими как онлайн-калькулятор с сайта Единого центра консультаций по госзакупкам. Найти этот калькулятор можно по ссылке http://ecgz.ru/calc_d.htm.
Образцы документов
Форма котировочной заявки
Форма котировочной заявки указывается Заказчиком в официальном извещении о проведении запроса котировок. Пример такой формы также можно скачать по ссылке https://yadi.sk/i/lbt9X4RJ3L74o7 и https://yadi.sk/i/rCEk_k8y3L74on .
Как оформить конверт для котировочной заявки
С образцом оформления конверта можно ознакомиться по ссылке https://yadi.sk/i/qePzJK_f3L74rr.
Протокол
Для того чтобы ознакомиться с примером протокола запроса котировок необходимо скачать документ по ссылке https://yadi.sk/i/ei2Xvyzt3L74tY или https://yadi.sk/i/Q7RnRuNi3L74uR.
Извещение о запросе котировок
Какая информация должна содержаться?
Статья 73 ФЗ№44 гласит, что в официальном извещении о котировочном запросе должны содержаться следующие сведения:
- реквизиты Заказчика: наименование, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, ФИО ответственного должностного лица, специализированной организации (пукт 1 статья 42);
- идентификационный код/номер закупки (пункт 3 статья 42);
- краткое изложение условий закупки (пункт 2 статья 42):
- название и описание предмета закупки;
- информация о количестве и месте доставки товара или сведения о месте выполнения работ или оказания услуг;
- сроки поставки продукции, завершения работ или график оказания услуг;
- максимальная стоимость контракта;
- источник финансирования.
- ограничение участия (пункт 4 статья 42);
- используемый метод определения поставщика – запрос котировок (пункт 5 статья 42);
- сроки, порядок и место подачи заявок (пункт 6 статья 42);
- размер, порядок и условия обеспечения исполнения условий договора, если это предусмотрено статьей 96 настоящего закона;
- требования к участникам, а также исчерпывающий список необходимых документов, соответствующий пункту 1 части 1 статьи 31;
- форма котировочной заявки;
- дата, время и место вскрытия конвертов и открытия доступа к предложениям, поступившим в электронной форме;
- сведения о контрактном управляющем, контрактной службе и лицах, ответственных за заключение контракта, а также сроки подписания контракта победившим участником;
- сведения о возможности одностороннего отказа от исполнения условий договора согласно положениям частей 8-26 статьи 95;
- преимущества, предоставляемые определенной группе участников в соответствии со статьями 28-30.
Отмена
Статья 36 Закона 44-ФЗ гласит, что Заказчик имеет право на отмену определения поставщика не позднее, чем за 2 дня до сроков окончания подачи котировочных заявок. При этом после публикации извещения об отмене закупки Заказчик не может вскрывать конверты или открывать доступ к поступившим электронным заявкам.
Причем по истечении сроков отмены процедуры и до заключения контракта организатор вправе отменить определение поставщика лишь в случае возникновения веских обстоятельств непреодолимой силы.
Важно: Отмененной процедура считается лишь с момента публикации извещения о его отмене в ЕИС.
Таким образом, запрос котировок по 44-ФЗ — одна из простейших и удобнейших форм определения поставщика, которая существенно экономит финансовые и временные ресурсы всех сторон закупки. Единственным существенным недостатком данной процедуры является ограничение максимальной стоимости контракта, ведь Заказчик имеет право определять поставщика с помощью запроса котировок только в случаях, когда стоимость контракта не превышает полумиллиона рублей. В противном случае организатор будет вынужден использовать другие, менее удобные и простые формы определения поставщика.