Единая информационная система – сервис, с которым взаимодействовать рано или поздно приходится любому участнику муниципальных и государственных закупок. О том, что собой представляет ЕИС, каков ее функционал и какие задачи она выполняет, сегодня и пойдет речь.

единая информационная система закупок

Что это такое ЕИС: единая информационная система закупок

Согласно действующему законодательству в рамках закона «О контрактной системе» единая информационная система (ЕИС) представляет собой структурированную совокупность сведений, содержащихся в базах данных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих хранение, формирование и обработку такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта в сети «Интернет».

Официальный сайт

С начала прошлого года на смену официальному порталу Российской Федерации для публикации сведений о размещении заказов пришла единая информационная система, которая по-прежнему располагается по ссылке www.zakupki.gov.ru. Старую версию сайта можно обнаружить по адресу http://old.zakupki.gov.ru/.

Основной целью создания ЕИС является повышение прозрачности государственных закупок, поэтому все сведения, размещенные на портале, находятся в открытом доступе и предоставляются на безвозмездной основе. Исключение составляют лишь данные, содержащие государственную тайну – получить такую информацию может только ограниченный круг лиц.

Согласно части 7 статьи 44 Закона 44-ФЗ субъекты РФ и муниципальные образования могут создавать собственные региональные и муниципальные информационные системы, интегрированные с ЕИС. Однако при наличии несоответствий в таких базах данных приоритетной является информация, размещенная в ЕИС. Таким образом, поставщикам для поиска актуальных и достоверных сведений о государственных закупках функционала единой базы данных более, чем достаточно.

Какую информацию содержит?

Согласно российскому законодательству в рамках части 3 статьи 4 44-ФЗ в ЕИС должны содержаться следующая информация:

  • планы закупок;
  • планы-графики закупок;
  • сведения о реализации планов и планов-графиков закупок;
  • сведения об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров иностранного производства;
  • сведения о закупках;
  • сведения об исполнении контрактов;
  • реестр контрактов, заключенных заказчиками;
  • реестр недобросовестных поставщиков;
  • библиотека типовых контрактов;
  • реестр банковских гарантий;
  • реестр жалоб, проверок и их результатов;
  • перечень международных организаций, с которыми РФ заключила международные договора;
  • итоги мониторинга закупок, аудита и контроля в сфере закупок;
  • отчеты Заказчиков;
  • каталоги товаров, услуг и работ для обеспечения муниципальных и государственных служб;
  • нормативно-правовые акты;
  • сведения о складывающихся ценах товаров, услуг и работ на товарных рынках, закупаемых для обеспечения муниципальных и государственных нужд;
  • сведения о размещаемых Заказчиками запросах цен услуг, работ и товаров;
  • иные сведения и документы, размещение которых в ЕИС предусмотрено 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Что обеспечивает ЕИС?

Единая информационная система обеспечивает:

  • формирование и публикацию информацию посредством взаимодействия ЕИС с другими информационными системами без необходимости дополнительной авторизации в ЕИС;
  • осуществление контроля информации и документов, подлежащих публикации в ЕИС, во взаимодействии с другими информационными системами;
  • переход на использование ОКВЭД2 и ОКПД2;
  • реализацию функционала для Федеральной корпорации по развитию среднего и малого предпринимательства;
  • реализацию расширенного функционала для контролирующих органов;
  • использование усиленной неквалифицированной ЭЦП для подписания электронной документации;
  • подачу заявок на участие в торгах в форме электронного документа.

Преимущества и недостатки ЕИС: отзывы

Согласно отзывам пользователей системы, основным отличием ЕИС от ранее функционировавшего сайта государственных закупок является полная автоматизация процесса осуществления закупок, начиная от публикации извещения и заканчивая исполнение контракта. Все внесенные сведения обрабатываются в полностью автоматическом режиме, а уже на основе полученных системой данных формируется отчетность. Что важно – вся система документооборота находится в открытом доступе.

Благодаря интеграции с другими информационными системами регионального уровня и электронными площадками, ЕИС представляет собой единый информационный сервис.

Кроме того, неоспоримым преимуществом ЕИС является размещение планов и планов-графиков в структурированном виде. Данное нововведение позволяет существенно расширить возможности поиска информации о закупках с использованием простых поисковых запросов, так как в старом формате сайте документы размещались исключительно в отсканированном виде. Однако в настоящий момент благодаря данной функции поставщики могут заранее спрогнозировать спрос на собственную продукцию и составить долгосрочный план по участию в торгах.

Кроме функциональных изменений система претерпела и технологические работы по повышению отказоустойчивости и производительности, а также улучшению функционала поиска и созданию конструктора параметров поиска. Более того, разработчики в новой версии система оптимизировали пользовательский интерфейс и сделали его более понятным и приятным глазу.

Вопросы и ответы

Какими законами регулируется деятельность ЕИС?

Ответственным государственным органом за разработку системы и определение функциональных требований является МЭР – Министерство Экономического Развития. В то же время ответственным ведомством за разработку и эксплуатацию ЕИС является Федеральное Казначейство России.

Деятельность ЕИС регулируется на законодательном уровне, так как требования к ее созданию и курированию регламентированы Федеральным Законом 44-ФЗ, а также постановлениями Правительства: от 30.09.2014 №996 «О распределении полномочий между Минэкономразвития и Федеральным казначейством при создании ЕИС» и от 23.01.2015 №36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию ЕИС».

Как узнать учетный номер организации в ЕИС?

Для того чтобы узнать учетный номер компании в ЕИС необходимо:

  • открыть в браузере официальный сайт ЕИС в сфере закупок;
  • найти на стартовой странице сайта строку поиска;
  • ввести в строке поиска название, ИНН или любую другую известную информацию о компании;
  • выполнить поиск посредством нажатия кнопки «ENTER» или значка лупы;
  • кликнуть на вкладку «Из реестра организаций» даже в том случае, если система не отобразит никаких результатов;
  • из списка результатов выбрать необходимую организацию;
  • в окне с краткой информацией о компании найти указание федерального уровня 44-ФЗ (в случае его отсутствия необходимо обратиться в управление Федерального казначейства);
  • открыть подробные данные об организации, кликнув на название компании;
  • перейти во вкладку «Дополнительная информация»;
  • отыскать раздел «Регистрационные данные организации»;
  • найти строку «Учетный номер организации».

Размещение контракта в ЕИС после подписания

Для того чтобы разместить подписанный контракт в единой информационной системе, необходимо следовать следующему алгоритму:

  • открыть в браузере официальный сайт ЕИС в сфере закупок;
  • авторизоваться под собственной учетной записью;
  • выбрать раздел «Реестры» и подраздел «Реестры контрактов»;
  • в нижней части страницы нажать кнопку «сформировать информацию о контракте»;
  • в открывшемся окне выбрать пункт «Размещение закупки по 44-ФЗ»;
  • заполнить все обязательные поля в соответствии с проведенной закупкой и прикрепить всю необходимую документацию согласно требованиям системы.

С более подробной инструкцией размещения контракта в ЕИС можно ознакомиться в следующем видео:

Срок размещения контракта

Согласно действующему законодательству в рамках 44-ФЗ Заказчик обязан опубликовать подписанный контракт в ЕИС в течение трех рабочих дней с момента его заключения. Исключением являются лишь закупки из перечня, размещенного в пунктах 4 и 5 части 1 статьи 93 настоящего Закона.

Каким образом формируется извещение в ЕИС?

Алгоритм формирования извещения в ЕИС выглядит следующим образом:

  • перейти в закрытую часть ЕИС;
  • в открывшемся меню ввести наименование заказчика и выбрать способ определения поставщика, предмет контракта, ИКЗ;
  • выбрать позицию плана-графика;
  • ввести всю необходимую информацию в соответствии с положениями 44-ФХ на следующих вкладках:
    • «Общая информация» — интегрируется из прикрепленного плана-графика, вручную необходимо лишь выбрать необходимую ЭТП и указать имеющуюся дополнительную информацию;
    • «Информация о процедуре закупки» — в том числе порядок и место подачи заявок на участие;
    • «Условия контракта»;
    • «Объект закупки» указать все запреты, ограничения и преимущества, если таковые имеются;
    • «Требования к участникам»;
    • «Документация об аукционе» — прикрепить проект контракта, обоснование НМЦК, техническое задание и прочие документы, предусмотренные 44-ФЗ;
  • сохранить и проверить печатную форму извещения;
  • нажать «опубликовать».
В течение часа после завершения процедуры извещение появится на выбранной пользователем электронной торговой площадке.

Таким образом, Единая информация система – интуитивно понятный и функциональный сервис, позволяющий участникам торгов размещать, искать, хранить и использовать необходимые для проведения закупок сведения и документы.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Также вы можете задать вопрос онлайн-консультанту:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82