Как известно, маркетинг определяет взаимоотношения организации или предпринимателя с внешней средой посредством проведения анализа рынка. О том, в чем заключается маркетинговый анализ рынка, и каковы его особенности, расскажем в этой статье.

маркетинговый анализ рынка

Что такое и для чего нужен маркетинговый анализ рынка?

Маркетинг – это наука, занимающаяся изучением потребностей рынка в определенных товарах и услугах. Вследствие этого маркетинговый анализ – не что иное, как комплексное изучение рынка и разработка стратегии деятельности организации.

Что важно, в маркетинге понятие «рынок» обладает двумя близкими по духу значениями:

  • совокупность взаимоотношений между продавцом и покупателем;
  • совокупность социальных и экономических взаимоотношений, в рамках которых осуществляется удовлетворение всех участников за счет товарооборота.

Цели и задачи

Весь маркетинг строится на теории 4Р: Product (продукт), Promotion (продвижение), Price (стоимость) и Place (место).

Иными словами, основная цель маркетингового анализа заключается в изучении всех составляющих (продукта, цены, продвижения и места) и разработке дальнейшей стратегии предприятия.

Специалисты выделяют семь базовых задач маркетингового анализа рынка, а именно:

  1. изучение рынка и обоснование тенденций его роста и падения;
  2. анализ основных факторов, оказывающих влияние на спрос продукции;
  3. анализ ценообразования компании;
  4. изучение и выявление конкурентов предприятия;
  5. оценка конкурентоспособности компании, выявление способов повышения конкурентоспособности;
  6. проведение SWOT-анализа — изучение сильных (Strengths) и слабых (Weakness) сторон организации, возможностей (Opportunities) и угроз (Threats);
  7. подбор наиболее действенных способов и форм сбыта продукции, разработка стратегии предприятия.

Виды маркетингового анализа и исследований в маркетинге

Условно маркетинговый анализ можно разделить на несколько категорий в зависимости от его формы проведения и обширности анализируемых данных, а именно:

  • маркетинговый анализ рынка – наиболее распространенный вид анализа. Подразумевает изучение процессов и тенденций рынка. Позволяет спрогнозировать развитие рынка, разработать стратегию и осуществить сегментацию рынка, выявить наиболее приемлемую рыночную нишу;
  • маркетинговый анализ конкурентов – подразумевает выявление сильных и слабых сторон предприятия. Позволяет разработать грамотную маркетинговую стратегию;
  • анализ маркетинговой стратегии организации – анализ существующей деятельности позволяет произвести ее доработку и направить деятельность предприятия в более прибыльное русло;
  • исследование внутренней среды организации – сопоставление внешних и внутренних процессов предприятия с целью создания единого слаженного механизма;
  • исследование целевого потребителя и целевой аудитории – позволяет продумать эффективную маркетинговую стратегию предприятия, подобрать бонусы и продумать подход;
  • маркетинговый анализ посредников – позволяет выявить потенциальных партнеров компании и просчитать эффективную партнерскую программу для дальнейшего расширения;
  • анализ внутренней маркетинговой среды – исследование реальной конкурентоспособности организации.

Как провести анализ рынка?

Методы

Методы маркетингового анализа – не что иное, как способ измерения, изучения и обобщения явлений, процессов и влияний внутренних и внешних факторов на деятельность компании в условиях существующей рыночной экономики.

Методов анализа рынка существует немало, поэтому для удобства читателей мы систематизировали методы в зависимости от вида маркетингового анализа:

  • анализ рынка:
    • метод прогнозирования емкости рынка;
    • сравнительный анализ;
    • анализ и прогнозирование рядов;
    • матрица GE;
    • формирование портрета товарного рынка;
    • PEST-анализ;
    • SWOT-анализ.
  • анализ конкурентов:
    • факторный анализ конкурентоспособности;
    • анализ чеков конкурентов;
    • сравнительная оценка;
    • бенчмаркетинг;
    • матрица Портера;
    • SWOT-анализ.
  • анализ внутренней среды компании:
    • анализ товарной политики:
      • холл-тест;
      • опрос потребителей;
      • метод свободных ассоциаций;
      • ABC-анализ;
      • XYZ-анализ.
    • анализ ценовой политики:
      • метод точечной и дуговой эластичности;
      • метод расчета средней стоимости;
      • опрос;
      • интервью.
    • анализ политики сбыта:
      • сравнительный анализ;
      • сегментация рынка;
      • математические и статистические методы оптимизации транспортных и складских расходов.
  • анализ коммуникационной политики:
    • опрос;
    • холл-тест;
    • тайный покупатель;
    • пробные покупки.
  • анализ удобства для потребителей:
    • интервью;
    • опрос;
    • сравнительная характеристика торговых зон;
    • фокус-группа.
  • анализ издержек клиента:
    • опрос;
    • интервью;
    • расчет средней цены.

Инструменты

Наиболее часто используемыми инструментами маркетингового анализа рынка являются: опрос, анкетирование и SWOT-анализ, подразумевающий наиболее сильные и слабые стороны организации, а также потенциальные возможности и угрозы.

Что важно — маркетинговый анализ рынка может применяться как на этапе планирования, так и на любой стадии уже действующего бизнеса. Таким образом, при грамотном подходе добиться наиболее эффективной деятельности предприятия может любой его владелец.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Также вы можете задать вопрос онлайн-консультанту:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82