Закрытый формат аукциона наиболее часто используется Заказчиками для приобретения товаров, услуг или работ, имеющих какое-либо отношение к государственной тайне. В этой статье речь пойдет о том, что собой представляет закрытый аукцион по 44-ФЗ, и в чем его особенности.
Что это такое: Определение и особенности
Закрытый аукцион – это способ определения поставщика, исполнителя или подрядчика, при котором победителем аукциона становится участник, предложивший наиболее выгодные условия контракта.
Используется такой формат для осуществления закупок:
- товаров, имеющих отношение к государственной тайне;
- услуг, связанных с транспортировкой, охраной и страхованием различных ценностей, имеющих какое-либо культурное значение;
- услуг по уборке помещений и услуг водителей для обеспечения деятельности судебных приставов и судей.
Документация о закрытом аукционе не подлежит размещению в ЕИС и иных средствах массовой информации. Кроме того, при проведении закрытого аукциона использование электронных документов, а также проведение аудио- и видеозаписи запрещено.
Важно: Доступ к аукционной документации и участию в закрытом аукционе предоставляется только участникам, имеющим доступ к государственной тайне и соответствующим требованиям Заказчика.
Чем закрытый аукцион по 44-ФЗ отличается от открытого в электронной форме?
Кто присутствует на процедуре проведения закрытого аукциона?
На процедуре проведения аукциона в закрытой форме помимо Заказчика присутствуют:
- члены аукционной комиссии;
- участники закрытого аукциона или их официальные представители.
Особенности и порядок проведения
Последовательность действий Заказчика при проведении закрытого аукциона выглядит следующим образом:
- согласование процедуры проведения аукциона с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- предварительная подготовка к проведению аукциона (организация предстоящий закупки, формирование комиссии, определение ее порядка работы, создание и утверждение положений о комиссии);
- подготовка комплекта документов (утверждение аукционной документации);
- направление приглашений или публикация извещений;
- предоставление документов о закрытом аукционе (по требованию любого участника аукциона Заказчик обязан предоставить необходимую документацию в письменной форме);
- направление данных в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (сведения о перечне лиц, получивших документацию об аукционе);
- прием и регистрация поступивших заявок;
- вскрытие конвертов и рассмотрение поступивших заявок;
- направление уведомлений о принятых решениях участникам закупки и копии протокола в ФАС;
- проведение закрытого аукциона посредством снижения начальной цены, указанной в документации (победителем признается участник, предложивший самую низкую стоимость контракта);
- направление копии итогового протокола в ФАС;
- подписание контракта с победившим участником.
Действия участника закрытой закупки в таком случае будут заключаться в:
- поиске информации о проводимом аукционе;
- направлении запроса Заказчику о предоставлении аукционных документов;
- подготовке заявки на участие в закрытом аукционе;
- подаче заявки;
- непосредственном участии в аукционе;
- направлении Заказчику запроса о даче разъяснений итогов аукциона;
- заключении контракта (в случае победы в конкурсе).
Сроки проведения закрытого аукциона
Законодательством РФ для проведения закрытого аукциона определенны следующие временные рамки:
Этап | Сроки | Ссылка на 44-ФЗ |
Публикация извещения об аукционе | Не менее 30 дней до официальной даты вскрытия конвертов | Часть 4 статья 86 |
Подача запроса на получение аукционной документации | С момента публикации извещения в ЕИС | Часть 4 статья 86 |
Направление аукционной документации участнику | В течение трех дней с момента получения запроса | Часть 4 статья 86 |
Направление приглашения потенциальным участникам аукциона | Не позже чем за 10 дней до официальной даты вскрытия конвертов | Часть 5 статья 86 |
Направление перечня лиц, получивших аукционную документацию, в ФАС РФ | Не позже чем за 5 дней до официальной даты вскрытия конвертов | Часть 7 статья 86 |
Обеспечение возможности ознакомления с документацией всем участникам аукциона | В течение двух дней со дня получения соответствующего запроса | Часть 3 статья 87 |
Направление запроса о даче разъяснений в отношении аукционной документации | Не позже чем за 3 дня до последнего дня приема заявок | Часть 4 статья 87 |
Направление разъяснений положений аукционной документации | В течение двух дней со дня получения соответствующего запроса | Часть 5 статья 87 |
Внесение изменений в аукционную документацию | Не позже чем за 5 дней до последнего дня срока подачи заявок | Часть 7 статья 87 |
Направление изменений документации всем участникам аукциона | В течение двух дней со дня принятия решения | Часть 7 статья 87 |
Прекращение приема заявок | В официальный день вскрытия конвертов | Часть 6 статья 88 |
Выдача расписки в получении заявки | По запросу участника | Часть 7 статья 88 |
Возврат заявок, полученных после окончания срока приема заявок | В день их получения | Часть 8 статья 88 |
Отзыв поданной заявки | В любое время до момента начала рассмотрения заявок | Часть 9 статья 88 |
Рассмотрение заявок на участие | Не более 10 дней с последнего дня приема заявок | Часть 2 статья 89 |
Направление копии протокола о рассмотрении заявок в федеральный уполномоченный орган | До конца рабочего дня, следующего за днем утверждения протокола | Часть 5 статья 89 |
Направление уведомлений о принятых решениях участникам аукциона | До конца рабочего дня, следующего за днем утверждения протокола | Часть 6 статья 89 |
Возврат денежного обеспечения заявки участнику, не допущенному к дальнейшему участию | В течение 5 рабочих дней с момента подписания протокола | Часть 7 статья 89 |
Передача протокола и контракта победителю аукциона | В течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола | Часть 8 статья 90 |
Направление копии итогового протокола в федеральный уполномоченный орган | До конца рабочего дня, следующего за датой утверждения протокола | Часть 9 статья 90 |
Направление запроса о разъяснении итогов конкурса | После утверждения протокола | Часть 10 статья 90 |
Предоставление разъяснений итогов аукциона | В течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса | Часть 10 статья 90 |
Возврат денежного обеспечения участникам, не одержавшим победу | В течение 5 рабочих дней со дня утверждения протокола | Часть 11 статья 90 |
Заключение контракта | Не раньше чем через 10 дней со дня утверждения протокола | Часть 2 статья 91 |
Возврат денежного обеспечения заявки победителю аукциона | В течение 5 рабочих дней со дня подписания контракта | Часть 6 статья 91 |
Документация
Согласно действующему Федеральному закону №44-ФЗ в аукционной документации определения поставщика закрытым способом должны содержаться сведения о:
- названии и описании объекта закупки, а также об условиях контракта, включая обоснование начальной цены;
- требованиях к составу и содержанию заявок;
- дате и времени окончания срока подачи заявок;
- размере и порядке предоставления денежного обеспечения заявок, включая требования к банковской гарантии;
- форме контракта, размере обеспечения и требованиях к обеспечению контракта;
- возможности изменений условия контракта;
- валюте, используемой для формирования стоимости контракта и проведения расчетов;
- порядке применения курса валюты;
- дате, времени и месте вскрытия конвертов, а также дате рассмотрения заявок;
- размере «шага аукциона»;
- месте, дате и времени проведении аукциона;
- преимуществах, предоставляемых Заказчиком;
- возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
Важно: К аукционной документации в обязательном порядке прикладывается проект контракта.
Заявка на участие
Для участия в закрытом аукционе потенциальному участнику следует подать соответствующую заявку в установленный срок и по форме, определенной аукционной документацией. Согласно действующему законодательству, участник вправе отправлять в отношении каждого объекта планируемой закупки только одну заявку.
В соответствии с частью 2 статьи 88 Закона №44-ФЗ, в заявке на участие должны присутствовать:
- информация и документы об участнике:
- наименование, место расположения, почтовый адрес (для юридического лица)/ ФИО, паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
- справка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП не старше полугода;
- документ, удостоверяющий полномочия руководителя или иного лица, подписавшего заявку;
- копии учредительной документации (для юридического лица);
- решение о совершении или одобрении крупной сделки или его копия.
- предложения участника аукциона в отношении объекта планируемой закупки;
- документация, подтверждающая соответствие участника установленным требованиям;
- документация, подтверждающая наличие денежного обеспечения заявки;
- документация, подтверждающая право участника на получение преимуществ.
Внимание: Требовать от участников предоставления документации, отсутствующей в данном перечне, Заказчик не вправе.
Извещение
Согласно Федеральному законодательству в рамках 44-ФЗ Заказчик не всегда обязан размещать извещение о проведении закрытого определения поставщика в ЕИС, так как в отдельных случаях допускается отправка приглашения потенциальным участникам.
Соответственно, приглашение потенциальным участникам отсылается, если речь идет о:
- закупке товаров, услуг или работ для обеспечения федеральных нужд;
- закупке услуг по транспортировке, страхованию и охране «музейных ценностей»;
- закупке услуг водителей или услуг по уборке помещений для обеспечения нужд судебных приставов и судей.
Когда закрытый аукцион может быть признан несостоявшимся?
Согласно 44-ФЗ закрытый аукцион может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:
- на участие в настоящем аукционе была подана лишь одна заявка (часть 10, статья 88);
- на участие в настоящем аукционе не было подано ни одной заявки (часть 10, статья 88);
- аукционная комиссия отклонила заявки всех участников аукциона (часть 8 статья 89);
- аукционная комиссия приняла заявку только одного участника закупки (часть 8 статья 89);
- участник закупки, сделавший предпоследнее предложение, отказался от заключения контракта (часть 3 статья 91).
Таким образом, закрытый формат аукциона идеальный способ определить будущего поставщика, подрядчика или исполнителя для осуществления закупок, имеющих отношение к государственной тайне, который позволяет открывать всю необходимую информацию только ограниченному кругу лиц.