Время чтения: 7 минут(ы)

Как известно, двухэтапный конкурс по 44-ФЗ проводится в той же последовательности, что и открытый конкурс в рамках того же закона. В данной статье речь пойдет о том, что собой представляет двухэтапный конкурс, и каковы особенности его проведения.

двухэтапный конкурс по 44-ФЗ

Что это, и в каких случаях проводится двухэтапный конкурс?

Двухэтапный конкурс – не что иное, как конкурс, состоящий из двух этапов, первый из которых отведен для предквалификационного отбора участников. Победителем двухэтапного конкурса становится участник, прошедший оба этапа и предложивший наиболее выгодные условия исполнения контракта.

В отличие от открытого, двухэтапный конкурс предполагает, что участники будут подавать собственные заявки дважды. На первоначальном этапе участники заявляют о собственных предложениях в отношении объекта закупки без указания стоимости контракта, а на втором этапе – уточняют стоимость с учетом уточненных на первом этапе условий закупки.

Внимание: При проведении такого конкурса обеспечение заявки на первоначальном этапе не требуется, необходимо предоставить обеспечение лишь во второй половине конкурса.

Особенности проведения

Проводиться двухэтапный конкурс может в случае:

  • заключения:
    • контракта на проведение проектных работ, научных исследований, изысканий, экспериментов, поставку высокотехнологичной и инновационной продукции;
    • контракта на создание произведения искусства или литературы;
    • энергосервисного контракта.
  • необходимости уточнения характеристик закупки.
Иными словами, если Заказчик испытывает определенные трудности при выборе критериев оценки, составлении технического задания или формулировке предмета будущей закупки, то он может прибегнуть к помощи участников закупки. При этом все уточнения и согласования технического задания осуществляются на первом этапе конкурса.

Есть ли отличия двухэтапного конкурса от конкурса с ограниченным участием?

Основных отличий двухэтапного конкурса от конкурса с ограниченным участием три, а именно:

  • дополнительные требования. При проведении двухэтапного конкурса Заказчиком могут быть установлены как единые, так и дополнительные требования. Однако при проведении конкурсов с ограниченным участием устанавливаются и единые, и дополнительные требования.
  • основания для проведения конкурса. Основания проведения конкурсов с ограниченным участием регламентированы статьей 56 44-ФЗ, а основания для проведения двухэтапных конкурсов определены статьей 57 того же закона.
  • порядок проведения конкурса. Регламент проведения конкурсов предусмотрен теми же статьями Закона 44-ФЗ.

Сроки

Сроки проведения этапов двухэтапного конкурса регламентированы Законом 44-ФЗ и выглядят следующим образом:

  • первый этап:
    • размещение в ЕИС извещения о конкурсе – не ранее чем за 20 дней до официального открытия доступа или даты публичного вскрытия конвертов; при повторном проведении конкурса – не меньше, чем за 10 дней (часть 1 статья 49);
    • внесение изменений в извещении о конкурсе – не ранее чем за 5 дней до последнего дня приема заявок (часть 4 статья 49);
    • размещение извещения с учетом корректировок в ЕИС – в течение одних суток после принятия решения о внесении корректировок, но до последнего дня срока приема заявок должно оставаться не менее 10 рабочих дней (часть 4 статья 49);
    • предоставление документации по запросу любого участника закупки – в течение 2 рабочих дней со дня получения заявления (часть 4 статья 50);
    • внесение корректировок в конкурсную документацию – не меньше чем за 5 дней до последнего дня срока подачи заявок (часть 6 статья 50);
    • публикация конкурсной документации с учетом корректировок в ЕИС – в течение 1 дня после принятия решения о внесении корректировок (часть 6 статья 50);
    • направление конкурсной документации с корректировками всем участникам закупки – в течение 2 следующих рабочих дней после принятия соответствующего решения (часть 6 статья 50);
    • направление запроса Заказчику о разъяснении положений документации – не позднее чем за 5 дней до крайнего дня срока приема заявок (часть 7 статья 50);
    • направление разъяснений Заказчиком участнику – в течение 2 дней со дня поступления запроса (часть 7 статья 50);
    • размещение разъяснение положений конкурсной документации в ЕИС – в течение 1 дня с момента направления разъяснений (часть 8 статья 50);
    • принятие решения об отмене конкурса – не позднее чем за 5 дней до последнего дня срока приема заявок (часть 1 статья 36);
    • предоставление предварительной заявки на участие в данном конкурсе – до даты, указанной в извещении (часть 1 статья 51);
    • вскрытие конвертов с предварительными заявками или открытие соответствующего доступа – в последний день подачи заявок (часть 1 статья 52);
    • размещение протокола вскрытия конвертов в ЕИС – в течение одного дня с момента подписания данного протокола (часть 7 статья 52);
    • проведение предквалификационного отбора и подписание протокола – в течение 10 дней с момента вскрытия конвертов или предоставления соответствующего доступа (часть 7 статья 56);
    • размещение протокола предквалификационного отбора в ЕИС – в течение 3 рабочих дней со дня подведения итогов (часть 8 статья 56);
    • проведение первого этапа – не больше 20 дней со дня публичного вскрытия конвертов или официального открытия соответствующего доступа к заявкам (часть 6 статья 57);
    • публикация итогового протокола первого этапа в ЕИС – не позднее 1 рабочего дня после подписания протокола (часть 7 статья 57);
  • второй этап:
    • предоставление окончательной заявки на участие – до истечения указанного в приглашении срока (часть 1 статья 51);
    • публичное вскрытие конвертов с поступившими окончательными заявками или соответствующее открытие доступа – в день окончания срока подачи заявок (часть 1 статья 52);
    • публикация протокола вскрытия конвертов или открытия соответствующего доступа – в течении 1 дня с момента подписания протокола (часть 7 статья 52);
    • рассмотрение и оценка поступивших заявок – не больше 20 дней с даты открытия доступа/вскрытия конвертов (часть 1 статья 53);
    • продление срока рассмотрения и оценки заявок – не больше чем на 10 рабочих дней (часть 1 статья 53);
    • направление уведомления о продлении участникам конкурса и его публикация в ЕИС – в течение 1 рабочего дня с даты принятия соответствующего решения о продлении сроков (часть 1 статья 53);
    • публикация итогового протокола рассмотрения и оценки поступивших заявок – в течение одного дня с момента подписания протокола (часть 12 статья 53);
    • направление контракта и остальной документации победителю торгов – в течение трех рабочих дней с даты подписания итогового протокола (часть 12 статья 53);
    • направление участникам запроса о даче разъяснений итогов конкурса – после публикации в ЕИС протокола (часть 13 статья 53);
    • направление разъяснений участнику конкурса – в течение 2 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса (часть 13 статья 53);
    • заключение контракта – не ранее, чем за 10 дней и не позднее, чем через 20 дней после даты публикации итогового протокола в ЕИС (часть 2 статья 54);
    • подписание и направление контракта заказчику – в течение 10 дней со дня размещения протокола в ЕИС (часть 3 статья 54);
    • направление контракта другому участнику (в случае уклонения победителя торгов) – не позднее 10 дней со дня признания победителя конкурса уклонившимся от подписания контракта (часть 5 статья 54);
    • подписание документа заказчиком и передача одного экземпляра победителю – в течение 10 дней с момента получения подписанного контракта (часть 7 статья 54);
    • уведомление другой стороны о наличии судебных актов или возникновении весомых обстоятельств, препятствующих заключению контракта – в течение 1 дня (часть 9 статья 54);
    • уведомление другой стороны об отмене судебных актов или весомых обстоятельств, препятствующих заключению контракта – в течение 1 дня с момента отмены (часть 9 статья 54).

Порядок проведения двухэтапного конкурса по 44-ФЗ

Последовательность дйствий заказчика при проведении двухэтапного конкурса по 44-ФЗ выглядит следующим образом:

  • первый этап:
    • подготовка к проведению конкретного конкурса (принятие решения о проведении закупки и осуществление обоснования; формирование комиссии, привлечение сторонних организаций и прочее);
    • подготовка комплекта документов (составление и утверждение конкурсной документации);
    • публикация извещения о конкурсе и размещение комплекта документации в ЕИС;
    • прием предварительных заявок (предоставление конкурсной документации по запросам, дача разъяснений, регистрация заявок и выдача расписки об их получении);
    • публичное вскрытие конвертов с заявками или соответствующее открытие доступа;
    • публикация протокола публичного вскрытия конвертов или открытия соответствующего доступа в ЕИС;
    • проведение первого этапа (анализ поданных заявок, проведение обсуждений, предквалификационный отбор участников (при наличии дополнительных требований);
    • публикация итогового протокола первого этапа;
  • второй этап:
    • внесение в извещение и сопутствующую документацию корректировок, принятых по результатам первого этапа;
    • уведомление участников о внесении корректировок, публикация корректировок в ЕИС;
    • направление приглашений на участие во второй части конкурса;
    • прием повторных заявок, их регистрация и выдача расписок о получении;
    • публичное вскрытие конвертов с повторными заявками или соответствующее открытие доступа;
    • публикация протокола публичного вскрытия конвертов или открытия соответствующего доступа;
    • проведение второй части конкурса (рассмотрение и оценка поступивших заявок, составление протокола);
    • публикация итогового протокола в ЕИС;
    • заключение контракта с победившим участником.

Последовательность действий участника закупки выглядят следующим образом:

  • поиск достоверной информации о проводимом конкурсе;
  • подготовка первоначальной/предварительной заявки;
  • подача первоначальной/предварительной заявки;
  • непосредственное участие в обсуждении технического задания/ предквалификационном отборе;
  • подготовка повторной заявки;
  • подача окончательной заявки;
  • направление запроса о даче разъяснений итогов конкурса;
  • заключение контракта (в случае победы в конкурсе).

После того, как участник будет объявлен победителем, ему предстоит получить от Заказчика итоговый протокол рассмотрения и оценки поступивших заявок, а также проект контракта.

Затем победивший участник перечисляет на счет Заказчика сумму средств, выступающую в качестве обеспечения исполнения контракта, или предоставляет банковскую гарантию. Вместе с этим Заказчику направляется подписанный контракт и подтверждающий документ о предоставлении его обеспечения. После подписания документа участнику возвращается обеспечение заявки.

Документация на проведение двухэтапного конкурса

Согласно части 1 статьи 50 Федерального Закона №44, конкурсная документация в обязательном порядке должна включать в себя следующую информацию:

  1. название и описание объекта закупки, описание условий контракта и обоснование НМЦК;
  2. сведения о валюте;
  3. принцип применения официального курса валюты, установленного Центробанком и используемого при оплате контракта;
  4. требования к содержанию и описанию непосредственного предложения, а также к составу и форме заявки участника конкурса;
  5. сведения о возможности изменения условий контракта;
  6. сведения о возможности заключения контрактов с несколькими участниками;
  7. сведения о порядке, сроках отзыва и возврата заявок на участие;
  8. порядок предоставления разъяснений отдельных положений документации;
  9. критерии обработки и оценки заявок;
  10. сумма обеспечения заявки,а также условия банковской гарантии;
  11. сумма и условия обеспечения исполнения контракта;
  12. сведения о контрактной службе, управляющем и ответственных лиц за заключение контракта, а также сроки, в течение которых победивший участник конкурса должен подписать контракт;
  13. сведения о возможность одностороннего отказа от выполнения условий контракта.

Важно: К конкурсной документации в обязательном порядке должен прикладываться проект контракта.

Размещается конкурсная документация в ЕИС одновременно с публикацией извещения о проведении конкурса.

Заявка на участие

Согласно действующему законодательству участники двухэтапных конкурсов подают две заявки: предварительную и окончательную.

В какой именно заявке участник должен предоставлять обязательные сведения и документацию, закон не предусматривает. В связи с этим часть Заказчиков указывает в конкурсной документации перечень обязательных сведений, но не делит его на предварительную и окончательную заявки. При этом в документации приводятся нормы законодательства об особенностях содержания заявок на участие в конкурсе. Другая часть Заказчиков указывает, что в предварительной заявке должны содержаться все необходимые сведения и документы, кроме стоимости контракта и документа о внесении обеспечения заявки. Данная информация предоставляется лишь во второй части конкурса.

В том случае, если предусмотрено проведение предквалификационного отбора на первом этапе конкурса, то к заявке участника должны также прилагаться документы, подтверждающие его соответствие выдвинутым требованиям.

Извещение

Такой документ, как извещение о проведении конкурса публикуется в ЕИС не позже, чем за 20 дней до дня официального вскрытия конвертов или открытия соответствующего доступа. При проведении повторного конкурса срок публикации извещения сокращается до 10 дней.

Если к участникам закупки Правительство РФ предъявляет дополнительные требования, то данные сведения должны быть указаны в извещении. Кроме того, в документе должны содержаться те же сведения, что указываются и при проведении открытого конкурса.

Внесение корректировок в извещение может осуществляться не позже, чем за пять дней до окончания срока подачи заявок. В течение одних суток с момента принятия решения о внесении корректировок, такие изменения должны размещаться в ЕИС. При этом сроки подачи заявки должны быть продлены так, чтобы с даты размещения корректировок до даты окончания сроков приема заявок оставалось не меньше 10 рабочих дней.

Когда двухэтапный конкурс может быть признан несостоявшимся?

Части 10 и 15 статьи 57 Федерального закона №44 устанавливают шесть случаев, при которых проведение двухэтапного конкурса может быть признано несостоявшимся:

  1. ни один подавший окончательную заявку участник закупки не был признан удовлетворяющим установленным требованиям;
  2. лишь один участник был признан удовлетворяющим установленным требованиям;
  3. была подана только одна окончательная заявка;
  4. не было подано ни одной окончательной заявки;
  5. из всех поданных окончательных заявок только одна заявка была признана соответствующей выдвинутым требованиям;
  6. конкурсная комиссия единогласно отклонила все поступившие окончательные заявки.

Во всех случаях, кроме 3 и 5, Заказчику предстоит внести соответствующие изменения в план-график и сопутствующую документацию и осуществить повторное проведение конкурса.

В случаях, когда была подана только одна окончательная заявка, или изо всех поступивших заявок соответствующей установленным требованиям была признана только одна, Заказчик заключает договор с единственным поставщиком в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, двухэтапный конкурс по 44-ФЗ отличается от открытых конкурсов прежде всего тем, что предполагает двухэтапное рассмотрение и оценку поступивших заявок. Такой подход позволяет внести коррективы в первоначальное техническое задание, а также подобрать поставщика, максимально удовлетворяющего заданным параметрам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь