Помимо повсеместно известных государственных и муниципальных закупок существуют так называемые коммерческие тендеры. В этой статье речь пойдет о том, что они собой представляют и как проводятся.
Что это такое
Коммерческие тендеры – не что иное, как торги, организованные коммерческими компаниями или частными лицами исключительно на собственные средства и на собственных условиях.
Проведение таких тендеров регулируется ГК РФ и собственными регламентами организаторов торгов.
Преимущества и недостатки для участников и заказчиков
Преимущества коммерческих торгов для Заказчика заключаются в:
- достижении поставленной цели (приобретении товара или услуг);
- отсеивании ненадежных поставщиков;
- выборе наиболее выгодных условий;
- прозрачности закупки;
- уменьшении коррупции.
В то же время для участников торгов коммерческие тендеры выгодны:
- возможностью увеличения портфеля заказов;
- расширением портфолио;
- получением гарантированного рынка сбыта;
- расширением географии профессиональной деятельности;
- экономией средств на рекламу.
Виды
Как показывает практика, многие коммерческие торги проводятся по той же схеме, что и муниципальные и государственные закупки. Основным различием являешь лишь отсутствие жесткого регламентирования, так как коммерческие организации вправе проводить торги по собственным правилам.
Внимание: В связи с тем, что каждая коммерческая компания устанавливает собственные правила проведения закупки, то участнику, желающему одержать победу, следует внимательно изучить все требования заказчика и учитывать их при подготовке своего предложения.
Наиболее часто коммерческие тендеры проводятся в виде:
- открытого конкурса;
- открытого конкурса с предварительным отбором;
- закрытого конкурса;
- двухэтапного конкурса;
- многоэтапного конкурса;
- конкурса с переторжкой;
- ценового конкурса;
- аукциона;
- запроса цен;
- запроса котировок;
- запроса предложений;
- конкурентных переговоров;
- закупки у единственного поставщика.
Важно: Электронная цифровая подпись, полученная для государственных закупок, не подходит для участия в коммерческих торгах.
Заказчиком (организатором тендера) на коммерческой электронной площадке может выступать любое физическое или юридическое лицо. Индивидуальные предприниматели также могут организовывать коммерческие торги.
Как проводятся коммерческие тендеры?
Алгоритм участия в коммерческих тендерах в большинстве случаев выглядит следующим образом:
- поиск необходимого лота, изучение соответствующей документации;
- уточнение всех деталей конкурса;
- подготовка заявки на участие, в том числе сбор необходимого комплекта документов;
- внесение на счет организатора необходимой суммы в счет обеспечения заявки;
- презентация собственного предложения;
- ожидание результатов рассмотрения заявки;
- заключение контракта (в случае победы в конкурсе).
Таким образом, проведение коммерческого тендера мало чем отличается от осуществления муниципальной или государственной закупки. При этом алгоритм проведения торгов может несколько корректироваться в зависимости от вида проводимого тендера.
Что должно содержаться в документации?
В документации для коммерческих торгов должна размещаться следующая информация:
- характеристики и требования к объекту закупки;
- порядок организации и проведения торгов;
- процедура подачи и требования к подаваемым предложениям;
- порядок рассмотрения и оценки поступивших предложений;
- критерии определения поставщика;
- порядок исполнения победителя;
- условия будущего контракта.
Кроме того, к тендерной документации могут быть приложены рекомендуемые формы для подачи заявки, в том числе форма анкеты, предложения, подтверждения опыта в данной деятельности и прочее.
Где и как искать коммерческие тендеры?
Поиск подходящего тендера – один из важнейших этапов участия в закупках. Условно способы поиска можно разделить на две категории:
- бесплатно и без регистрации;
- на платных сервисах.
Бесплатно и без регистрации
Важно понимать, что бесплатный поиск коммерческих лотов малоэффективен, так как:
- для бесплатного поиска требуется регулярное посещение каждой из интересующих площадок, в противном случае пропустить обновление информации очень легко;
- в ручном режиме можно регулярно просматривать всего 10-20 ресурсов, затрачивая при этом большое количество сил и времени;
- нет никаких гарантий появления интересующего лота;
- на бесплатных сервисах практически всегда отсутствует возможность настройки фильтров по заданным параметрам.
Платные коммерческие торговые площадки электронных торгов
Платные поисковые системы более оптимизированы и позволяют пользователям найти подходящий лот в кратчайшие сроки.
Наиболее эффективными поисковыми сервисами считаются:
- http://findtenders.ru/;
- http://www.ist-budget.ru/;
- http://seldon.ru/;
- http://zakupki360.ru/;
- https://kontur.ru/zakupki;
- http://tenderplan.ru/;
- http://meltor.ru/.
Таким образом, коммерческие тендеры – отличный способ поиска надежного поставщика, получения гарантированного рынка сбыта и расширения географии собственной профессиональной деятельности. Главное при этом – грамотно подойти к организации/участию в закупке.