Как известно, маркетинг определяет взаимоотношения организации или предпринимателя с внешней средой посредством проведения анализа рынка. О том, в чем заключается маркетинговый анализ рынка, и каковы его особенности, расскажем в этой статье.
Что такое и для чего нужен маркетинговый анализ рынка?
Маркетинг – это наука, занимающаяся изучением потребностей рынка в определенных товарах и услугах. Вследствие этого маркетинговый анализ – не что иное, как комплексное изучение рынка и разработка стратегии деятельности организации.
Что важно, в маркетинге понятие «рынок» обладает двумя близкими по духу значениями:
- совокупность взаимоотношений между продавцом и покупателем;
- совокупность социальных и экономических взаимоотношений, в рамках которых осуществляется удовлетворение всех участников за счет товарооборота.
Цели и задачи
Весь маркетинг строится на теории 4Р: Product (продукт), Promotion (продвижение), Price (стоимость) и Place (место).
Специалисты выделяют семь базовых задач маркетингового анализа рынка, а именно:
- изучение рынка и обоснование тенденций его роста и падения;
- анализ основных факторов, оказывающих влияние на спрос продукции;
- анализ ценообразования компании;
- изучение и выявление конкурентов предприятия;
- оценка конкурентоспособности компании, выявление способов повышения конкурентоспособности;
- проведение SWOT-анализа — изучение сильных (Strengths) и слабых (Weakness) сторон организации, возможностей (Opportunities) и угроз (Threats);
- подбор наиболее действенных способов и форм сбыта продукции, разработка стратегии предприятия.
Виды маркетингового анализа и исследований в маркетинге
Условно маркетинговый анализ можно разделить на несколько категорий в зависимости от его формы проведения и обширности анализируемых данных, а именно:
- маркетинговый анализ рынка – наиболее распространенный вид анализа. Подразумевает изучение процессов и тенденций рынка. Позволяет спрогнозировать развитие рынка, разработать стратегию и осуществить сегментацию рынка, выявить наиболее приемлемую рыночную нишу;
- маркетинговый анализ конкурентов – подразумевает выявление сильных и слабых сторон предприятия. Позволяет разработать грамотную маркетинговую стратегию;
- анализ маркетинговой стратегии организации – анализ существующей деятельности позволяет произвести ее доработку и направить деятельность предприятия в более прибыльное русло;
- исследование внутренней среды организации – сопоставление внешних и внутренних процессов предприятия с целью создания единого слаженного механизма;
- исследование целевого потребителя и целевой аудитории – позволяет продумать эффективную маркетинговую стратегию предприятия, подобрать бонусы и продумать подход;
- маркетинговый анализ посредников – позволяет выявить потенциальных партнеров компании и просчитать эффективную партнерскую программу для дальнейшего расширения;
- анализ внутренней маркетинговой среды – исследование реальной конкурентоспособности организации.
Как провести анализ рынка?
Методы
Методов анализа рынка существует немало, поэтому для удобства читателей мы систематизировали методы в зависимости от вида маркетингового анализа:
- анализ рынка:
- метод прогнозирования емкости рынка;
- сравнительный анализ;
- анализ и прогнозирование рядов;
- матрица GE;
- формирование портрета товарного рынка;
- PEST-анализ;
- SWOT-анализ.
- анализ конкурентов:
- факторный анализ конкурентоспособности;
- анализ чеков конкурентов;
- сравнительная оценка;
- бенчмаркетинг;
- матрица Портера;
- SWOT-анализ.
- анализ внутренней среды компании:
- анализ товарной политики:
- холл-тест;
- опрос потребителей;
- метод свободных ассоциаций;
- ABC-анализ;
- XYZ-анализ.
- анализ ценовой политики:
- метод точечной и дуговой эластичности;
- метод расчета средней стоимости;
- опрос;
- интервью.
- анализ политики сбыта:
- сравнительный анализ;
- сегментация рынка;
- математические и статистические методы оптимизации транспортных и складских расходов.
- анализ товарной политики:
- анализ коммуникационной политики:
- опрос;
- холл-тест;
- тайный покупатель;
- пробные покупки.
- анализ удобства для потребителей:
- интервью;
- опрос;
- сравнительная характеристика торговых зон;
- фокус-группа.
- анализ издержек клиента:
- опрос;
- интервью;
- расчет средней цены.
Инструменты
Что важно — маркетинговый анализ рынка может применяться как на этапе планирования, так и на любой стадии уже действующего бизнеса. Таким образом, при грамотном подходе добиться наиболее эффективной деятельности предприятия может любой его владелец.