Время чтения: 3 минут(ы)

Помимо повсеместно известных государственных и муниципальных закупок существуют так называемые коммерческие тендеры. В этой статье речь пойдет о том, что они собой представляют и как проводятся.

Коммерческие тендеры

Что это такое

Коммерческие тендеры – не что иное, как торги, организованные коммерческими компаниями или частными лицами исключительно на собственные средства и на собственных условиях.

Проведение таких тендеров регулируется ГК РФ и собственными регламентами организаторов торгов.

Практика показывает, что, несмотря на индивидуальные правила проведения закупок, установленные организаторами торгов, одержать победу в таких тендерах гораздо проще, чем в муниципальных или государственных закупках. Именно поэтому подавляющая часть поставщиков стремится к участию именно в коммерческих торгах.

Преимущества и недостатки для участников и заказчиков

Преимущества коммерческих торгов для Заказчика заключаются в:

  • достижении поставленной цели (приобретении товара или услуг);
  • отсеивании ненадежных поставщиков;
  • выборе наиболее выгодных условий;
  • прозрачности закупки;
  • уменьшении коррупции.

В то же время для участников торгов коммерческие тендеры выгодны:

  • возможностью увеличения портфеля заказов;
  • расширением портфолио;
  • получением гарантированного рынка сбыта;
  • расширением географии профессиональной деятельности;
  • экономией средств на рекламу.
Кроме того, к плюсам коммерческих торгов можно отнести относительно небольшую конкуренцию, своевременную оплату контракта, возможность установления предоплат и авансов, а также адекватные условия и сроки исполнения контракта.

Виды

Как показывает практика, многие коммерческие торги проводятся по той же схеме, что и муниципальные и государственные закупки. Основным различием являешь лишь отсутствие жесткого регламентирования, так как коммерческие организации вправе проводить торги по собственным правилам.

Внимание: В связи с тем, что каждая коммерческая компания устанавливает собственные правила проведения закупки, то участнику, желающему одержать победу, следует внимательно изучить все требования заказчика и учитывать их при подготовке своего предложения.

Наиболее часто коммерческие тендеры проводятся в виде:

  • открытого конкурса;
  • открытого конкурса с предварительным отбором;
  • закрытого конкурса;
  • двухэтапного конкурса;
  • многоэтапного конкурса;
  • конкурса с переторжкой;
  • ценового конкурса;
  • аукциона;
  • запроса цен;
  • запроса котировок;
  • запроса предложений;
  • конкурентных переговоров;
  • закупки у единственного поставщика.
Подавляющее большинство вышеуказанных видов тендеров проводится в электронном формате на соответствующих электронных площадках. Иными словами, для участия в коммерческом электронном тендере необходимо иметь электронную цифровую подпись и аккредитацию на необходимой коммерческой площадке.

Важно: Электронная цифровая подпись, полученная для государственных закупок, не подходит для участия в коммерческих торгах.

Заказчиком (организатором тендера) на коммерческой электронной площадке может выступать любое физическое или юридическое лицо. Индивидуальные предприниматели также могут организовывать коммерческие торги.

Основным принципиальным отличием коммерческих площадок от федеральных является стоимость услуг: подключение и участие в государственных закупках бесплатное, в то время как за услуги на коммерческих площадках необходимо платить.

Как проводятся коммерческие тендеры?

Алгоритм участия в коммерческих тендерах в большинстве случаев выглядит следующим образом:

  • поиск необходимого лота, изучение соответствующей документации;
  • уточнение всех деталей конкурса;
  • подготовка заявки на участие, в том числе сбор необходимого комплекта документов;
  • внесение на счет организатора необходимой суммы в счет обеспечения заявки;
  • презентация собственного предложения;
  • ожидание результатов рассмотрения заявки;
  • заключение контракта (в случае победы в конкурсе).

Таким образом, проведение коммерческого тендера мало чем отличается от осуществления муниципальной или государственной закупки. При этом алгоритм проведения торгов может несколько корректироваться в зависимости от вида проводимого тендера.

Что должно содержаться в документации?

В документации для коммерческих торгов должна размещаться следующая информация:

  • характеристики и требования к объекту закупки;
  • порядок организации и проведения торгов;
  • процедура подачи и требования к подаваемым предложениям;
  • порядок рассмотрения и оценки поступивших предложений;
  • критерии определения поставщика;
  • порядок исполнения победителя;
  • условия будущего контракта.

Кроме того, к тендерной документации могут быть приложены рекомендуемые формы для подачи заявки, в том числе форма анкеты, предложения, подтверждения опыта в данной деятельности и прочее.

Где и как искать коммерческие тендеры?

Поиск подходящего тендера – один из важнейших этапов участия в закупках. Условно способы поиска можно разделить на две категории:

  • бесплатно и без регистрации;
  • на платных сервисах.

Бесплатно и без регистрации

На сегодняшний день в нашей стране насчитывается более 6 тысяч коммерческих площадок, на каждой из которых может быть размещен интересующий тендер. Безусловно, самостоятельно изучить все площадки в поисках подходящего лота невозможно, поэтому на помощь могут прийти специализированные поисковые сервисы, собирающие информацию с отдельных ресурсов и размещающие ее в одном месте.

Важно понимать, что бесплатный поиск коммерческих лотов малоэффективен, так как:

  • для бесплатного поиска требуется регулярное посещение каждой из интересующих площадок, в противном случае пропустить обновление информации очень легко;
  • в ручном режиме можно регулярно просматривать всего 10-20 ресурсов, затрачивая при этом большое количество сил и времени;
  • нет никаких гарантий появления интересующего лота;
  • на бесплатных сервисах практически всегда отсутствует возможность настройки фильтров по заданным параметрам.

Платные коммерческие торговые площадки электронных торгов

Платные поисковые системы более оптимизированы и позволяют пользователям найти подходящий лот в кратчайшие сроки.

Наиболее эффективными поисковыми сервисами считаются:

  • http://findtenders.ru/;
  • http://www.ist-budget.ru/;
  • http://seldon.ru/;
  • http://zakupki360.ru/;
  • https://kontur.ru/zakupki;
  • http://tenderplan.ru/;
  • http://meltor.ru/.

Таким образом, коммерческие тендеры – отличный способ поиска надежного поставщика, получения гарантированного рынка сбыта и расширения географии собственной профессиональной деятельности. Главное при этом – грамотно подойти к организации/участию в закупке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь