По мнению многих специалистов в области закупок открытый конкурс по 44-ФЗ является самой непрозрачной и сложной закупочной процедурой. Многие новички и даже поставщики с немалым опытом участия в торгах стараются избегать открытых конкурсов из-за сложностей, возникающих при подготовке конкурсных заявок, а также субъективного подхода Заказчиков к их рассмотрению. В этой статье речь пойдет о том, что такое открытый конкурс, и как он проводится.
Что это такое?
Открытый конкурс представляет собой процедуру определения поставщика, при которой сведения о закупке сообщаются неограниченному кругу лицу посредством размещения в ЕИС официального извещения о проведении закупки и конкурсной документации. Ко всем потенциальным участникам закупки при этом предъявляются единые требования.
Процедура проведения конкурса в открытой форме регламентируется статья 48-55 Закона 44-ФЗ. Согласно настоящему закону данный способ определения поставщика является основным и применяется всегда, кроме случаев, когда закупка относится к:
- конкурсу с ограниченным участием (статья 56);
- двухэтапному конкурсу (статья 57);
- электронному аукциону (статья 59);
- запросу котировок (статья 72);
- запросу предложений (статья 83);
- закрытым способам выбора поставщиков (статья 84);
- закупке у единственного поставщика (статья 93).
Преимущества и недостатки
Преимуществ открытого конкурса не так много, как у других способов определения поставщика. К достоинствам открытой формы конкурса можно отнести:
- возможность выбора поставщика с учетом квалификации участника и гарантии качества;
- возможность передачи части работ по организации и проведении закупки специализированной компании.
В то же время минусов проведения открытого конкурса гораздо больше:
- велика вероятность появления контроля со стороны специальных органов (для проверки правильности выбора метода закупки);
- процедура определения поставщика занимает большое количество времени;
- Заказчик может допустить ошибку в конкурсной документации, что существенно повысит риски возникновения претензий;
- многоэтапное проведение конкурса накладывает на организатора множество функций, вследствие чего большая часть ответственности ложится на Заказчика.
Отличие конкурса от аукциона по 44-ФЗ
Основных отличий открытого конкурса от аукциона по 44-ФЗ четыре:
- критерии сопоставления заявок (в электронном аукционе единственным критерием является стоимость контракта, а в открытом аукционе во внимание берутся и нестоимостные характеристики);
- способ проведения процедуры (аукционы проводятся на пяти специализированных федеральных площадках, что подразумевает наличие ЭЦП и аккредитации на площадке, а конкурсы проводятся в бумажном виде, хоть и подразумевают возможность отправки заявок в электронном формате);
- сроки проведения (проведение открытого конкурса занимает гораздо больше времени, чем проведение электронного аукциона);
- способ обеспечения заявки (для конкурса может быть использован денежный депозит и банковская гарантия, а для электронного аукциона доступно только внесение денежных средств на счет ЭТП).
Сроки проведения открытого конкурса по 44-ФЗ
Сроки проведения открытого конкурса строго регламентированы 44-ФЗ, поэтому для удобства читателей мы систематизировали информацию и разместили ее в таблице.
Этап | Срок | Ссылка на 44-ФЗ |
Публикация официального извещения | Как минимум за 20 дней до официальной даты вскрытия конвертов | Статья 49 часть 1 |
Внесение изменений/дополнений в извещение | Как минимум за 5 дней до окончания сроков подачи заявок | Статья 49 часть 4 |
Публикация откорректированного извещения | 1 день с момента внесения корректировок | Статья 49 часть 4 |
Отправка конкурсной документации запросившему участнику | 2 рабочих дня со дня получения запроса от заинтересованного лица | Статья 50 часть 4 |
Внесение корректировок в конкурсную документацию | Как минимум за 5 дней до последнего дня подачи заявок | Статья 50 часть 6 |
Публикация конкурсной документации с учетом корректировок | 1 день с момента принятия решения о внесении корректировок | Статья 50 часть 6 |
Отправка откорректированной конкурсной документации всем участникам, ранее делавшим запрос на ознакомление | 2 рабочих дня со дня принятия решения о внесении корректировок | Статья 50 часть 6 |
Отправка запроса о даче разъяснений положений документации | Как минимум за 5 дней до последнего дня подачи заявок | Статья 50 часть 7 |
Отправка разъяснений положений конкурсной документации | 2 рабочих дня со дня получения запроса от заинтересованного лица | Статья 50 часть 7 |
Публикация разъяснений положений | 1 рабочий день со дня направления разъяснений | Статья 50 часть 8 |
Принятие решения об отмене конкурса | Как минимум за 5 дней до последнего дня подачи заявок | Статья 36 часть 1 |
Отправка заявки на участие в конкурсе | До истечения сроков подачи заявок | Статья 51 часть 1 |
Вскрытие конвертов и открытие доступа к электронным заявкам | В день окончания сроков подачи заявок | Статья 52 часть 1 |
Публикация протокола вскрытия конвертов | Не позже следующего рабочего дня | Статья 52 часть 7 |
Рассмотрение и оценка поступивших заявок | В течение 20 дней со дня вскрытия конвертов | Статья 53 часть 1 |
Продление сроков рассмотрения и оценки заявок | Максимум на 10 дней | Статья 53 часть 1 |
Отправка уведомления о продлении всем участникам конкурса и публикация уведомления | 1 рабочий день со дня принятия решения о продлении срока | Статья 53 часть 1 |
Публикация итогового протокола | До конца следующего рабочего дня | Статья 53 часть 12 |
Отправка проекта контракта и протокола рассмотрения заявок победителю конкурса | 3 рабочих дня со дня утверждения протокола | Статья 53 часть 12 |
Отправка запроса Заказчику о даче разъяснений итогов конкурса | После публикации итогового протокола рассмотрения заявок | Статья 53 часть 13 |
Отправка разъяснений итогов конкурса участнику конкурса | 2 рабочих дня со дня поступления соответствующего запроса | Статья 53 часть 13 |
Заключение контракта | Не ранее чем через 10 дней, но не позже чем через 20 дней со дня публикации итогового протокола | Статья 54 часть 3 |
Отправка Заказчику подписанного победителем контракта и подтверждающего оплату обеспечения исполнения контракта | 10 дней со дня публикации итогового протокола | Статья 54 часть 3 |
Отправка проекта контракта второму участнику конкурса (при уклонении победителя от заключения контракта) | 10 дней с момента признания победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта | Статья 54 часть 5 |
Подписание контракта заказчиком и передача одного экземпляра победителю | 10 дней со дня получения подписанного контракта | Статья 54 часть 7 |
Уведомление второй стороны о наличии непреодолимых обстоятельств и судебных актов, препятствующих заключению контракта | 1 день с момента обнаружения непреодолимых обстоятельств | Статья 54 часть 9 |
Уведомление второй стороны об отмене непреодолимых обстоятельств и судебных актов, препятствующих заключению контракта | Не позже дня, следующего за днем отмены непреодолимых обстоятельств | Статья 54 часть 9 |
Публикация извещения о повторном конкурсе | Как минимум за 10 дней до официального дня вскрытия конвертов и открытия доступа к электронным заявкам | Статья 55 часть 3 |
Расчет сроков: калькулятор
Точно рассчитать сроки проведения открытого конкурса в рамках 44-ФЗ могут специализированные сервисы. Одним из них является онлайн-калькулятор Единого центра консультаций по госзакупкам, расположенный по адресу http://ecgz.ru/calc_d.htm.
Порядок проведения
Алгоритм действий Заказчика при организации открытого конкурса по 44-ФЗ можно представить следующим образом:
- предварительная подготовка к проведению конкурса, в том числе создание конкурсной комиссии;
- подготовка документов (разработка и утверждение конкурсной документации);
- публикация официального извещения о проведении конкурса в ЕИС;
- прием и регистрация поступивших заявок;
- вскрытие конвертов с поступившими заявками и открытие доступа к электронным заявкам;
- рассмотрение зарегистрированных заявок и подведение итогов;
- подписание контракта с победившим участником.
В то же время действия участника открытого конкурса будут выглядеть несколько иначе:
- сбор информации о проводимом конкурсе;
- формирование заявки;
- отправка заявки;
- непосредственное участие в конкурсе;
- отправка запроса о даче разъяснений итогов проведенного конкурса;
- подписание контракта (в случае победы в торгах).
Документация
Конкурсная документация должна размещаться Заказчиком в ЕИС в одно время с публикацией официального извещения.
Помимо сведений, указанных в извещении, конкурсная информация должна содержать следующую информацию:
- наименование объекта закупки, его описание, условия контракта и обоснование НМЦК;
- валюта, используемая для формирования стоимости контракта;
- порядок применения курса валюты к рублю, используемый при оплате контракта;
- возможность единоличного изменения условий контракта Заказчиком;
- требования к содержанию и составу предложений участников;
- возможность заключения контракта сразу с несколькими участниками конкурса;
- порядок и сроки отзыва заявок;
- порядок разъяснения положений;
- размер обеспечения заявки;
- требования к банковской гарантии;
- условия и сумма обеспечения исполнения контракта;
- критерии рассмотрения заявок;
- сведения о контрактном управляющем, контрактной службе и об ответственных за заключением контракта;
- сроки подписания договора победителем;
- возможность единоличного отказа от исполнения контракта.
Внимание: К конкурсной документации обязательно должен быть приложен официальный проект контракта.
Образец протокола
Извещение о проведении открытого конкурса
Согласно действующему законодательству Заказчик обязан опубликовать в ЕИС официальное извещение о проведении торгов как минимум за 20 дней до даты вскрытия конвертов или открытия доступа к электронным заявкам. Кроме того, Заказчик имеет законное право разместить данное извещение в СМИ, но при условии, что документ будет также размещен в ЕИС.
В извещении должны быть указаны такие сведения, как:
- наименование, адрес, контактные данные (контактный номер телефона и электронный адрес), уполномоченное должностное лицо Заказчика;
- лаконичное изложение условий договора;
- идентификационный код/номер закупки;
- актуальное ограничение участия в процедуре;
- применяемый метод определения поставщика;
- сумма и порядок внесения средств в счет обеспечения;
- требования к участникам процедуры;
- исчерпывающий перечень необходимой документации;
- указание языка, на котором предоставлена вся документация о проведении процедуры;
- место, время и дата вскрытия конвертов с поступившими заявками и открытия доступа к электронным предложениям;
- методы и условия получения необходимой документации о проведении процедуры;
- плата за предоставление документации;
- место, порядок и сроки подачи заявок;
- преимущества для специализированных учреждений: СМП, СОНКО, УИС и организаций инвалидов;
- запреты, ограничения, условия допуска товаров иностранного производства;
- реквизиты для внесения средств в счет обеспечения заявки.
Информационная карта
Таблицу с основными сведениями о проводимой покупке называют информационной картой открытого конкурса.
Важно: Если данные, содержащиеся в карте, отличаются от данных, указанных в общей документации, то за основу берутся сведения из информационной карты.
Требования к участникам открытого конкурса
Согласно российскому законодательству, а именно пункту 4 статьи 3 Закона 44-ФЗ, участвовать в открытых конкурсах может любая организация вне зависимости от ее организационной формы, расположения, места происхождения капитала (если только речь не идет об оффшорных зонах) и формы собственности, или любое физлицо, в том числе имеющее статус индивидуального предпринимателя.
Общие требования к участникам конкурсов установлены статьей 31.
Как оформляется заявка?
Для участия в открытом конкурсе поставщику необходимо составить и подать заявку в непрозрачном запечатанном конверте или в виде электронного документа, если такой способ подачи заявок предусматривается официальной конкурсной документацией.
Заполнять заявку следует согласно инструкции, прикрепленной к опубликованной конкурсной документации.
Установление платы за участие в определении поставщика в форме открытого конкурса не допускается. Исключение может составлять лишь предоставление конкурсной документации в случаях, указанных в соответствующем положении 44-ФЗ.
В подаваемой заявке должны содержаться:
- документы и сведения о поставщике;
- ценовое предложение, сведение о стране происхождения товара;
- документация, подтверждающая соответствие товара требованиям, установленным на законодательном уровне (опционально);
- документация, подтверждающая добросовестность поставщика (если ценовое предложение участника на четверть ниже начальной стоимости контракта);
- документация, подтверждающая внесение денежных средств в счет обеспечения заявки;
- документация, подтверждающая квалификацию поставщика (опционально);
- рисунок, эскиз, фото и иное изображение или образец закупаемого товара;
- опись приложенных документов.
Важно: Требовать от поставщика иную документацию и сведения, не указанные в данном перечне, Заказчик не имеет права.
При оформлении конкурсной заявки необходимо учитывать следующие правила:
- все листы заявки должны быть пронумерованы и прошиты;
- в заявке должен быть указан перечень приложенных документов;
- подписанную заявку необходимо запечатать в конверт, не позволяющий посмотреть содержание заявки без вскрытия конверта.
Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта при участии в открытом конкурсе
При определении поставщика в форме открытого конкурса организатор в обязательном порядке должен установить требование финансового обеспечения заявок.
Способ обеспечения (денежный депозит или банковская гарантия) участник закупки выбирает самостоятельно.
Кроме того, в официальном извещении о проведении конкурса Заказчик в обязательном порядке должен установить требование финансового обеспечения исполнения контракта.
Способ предоставления обеспечения также выбирается поставщиком самостоятельно.
Важно: Контракт может быть заключен лишь после предоставления победителем конкурса обеспечения исполнения условий контракта.
Сумма обеспечения должна быть в пределах 5-30% максимальной стоимости контракта, указанной в официальном извещении о проведении закупки.
Обнаружение недостоверности предоставленных сведений грозит участнику отклонением заявки.
Критерии оценки открытого конкурса по 44-ФЗ
Заявки на участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ оцениваются по следующим критериям:
- стоимостные:
- стоимость контракта;
- цена жизненного цикла товара;
- расходы на ремонт и эксплуатацию товара;
- предложение о сумме расходов Заказчика, которые тот понесет или осуществит по энергосервисному договору.
- нестоимостные:
- функциональные, качественные и экологические свойства товара:
- потребительские и функциональные характеристики;
- соответствие экологическим нормам;
- качество товара.
- квалификация поставщика:
- опыт поставщика в успешном исполнении контракта сопоставимого характера и объема;
- квалификация персонала;
- обеспеченность необходимыми трудовыми ресурсами;
- наличие материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения закупки;
- деловая репутация поставщика.
- функциональные, качественные и экологические свойства товара:
В каких случаях может быть признан несостоявшимся?
Основаниями для признания открытого конкурса не состоявшимся по 44-ФЗ являются следующие случаи:
- до окончания установленных сроков подачи заявок поступила только одна заявка;
- до окончания установленных сроков подачи заявок не поступило ни одной заявки;
- в ходе рассмотрения поступивших заявок комиссия отклонила все заявки;
- в ходе рассмотрения поступивших заявок комиссия одобрила лишь одну заявку;
- второй участник не предоставил организатору подписанный договор и подтверждение обеспечения исполнения условий контракта в установленный срок (при условии, что победивший участник признан уклонившимся от заключения контракта).
В тех случаях, когда присутствует лишь одна заявка, соответствующая всем установленным требованиям, Заказчику предстоит прибегнуть к заключению контракта с единственным поставщиком. В остальных случаях Заказчик вносит соответствующие корректировки в документацию, после чего проводит закупку повторно.
Открытый конкурс по ФЗ №223
Проведение открытого конкурса в рамках 223-ФЗ имеет следующий ряд особенностей:
- порядок проведения торгов организатор определяет самостоятельно и отражает сведения в конкурсной документации;
- Заказчик формирует комиссию, в обязанности которой будет входить сопоставление и оценка предложений участников;
- организатор может установить плату за предоставление конкурсной документации о закупке в бумажном виде по запросу заинтересованного лица;
- в конкурсной документации должны содержаться сведения о предоставлении разъяснения положений;
- возможно проведение переторжки (если такая информация указана в документации).
Сроки проведения открытого конкурса по 223-ФЗ несколько отличаются от сроков по 44-ФЗ:
- минимальный срок подачи заявок – 20 дней;
- сведения о любых корректировках в документации должны публиковаться в течение трех дней с момента их вступления в силу;
- если корректировки вносились в документацию не менее, чем за 15 дней до крайнего дня подачи заявок, то срок подачи заявок может быть продлен не более, чем на 15 дней;
- сроки рассмотрения и сопоставления поступивших заявок в рамках 223-ФЗ не регламентированы, поэтому организатор определяет их самостоятельно;
- контракт с победившим участником заключается в течение 20 дней с момента публикации протокола.
Алгоритм определения поставщика в форме открытого конкурса по 223-ФЗ выглядит следующим образом:
- составление конкурсной документации;
- публикация официального извещения на ЭТП и ООС;
- прием заявок;
- открытие доступа к поступившим заявкам;
- рассмотрение и сопоставление заявок;
- переторжка;
- окончательное сопоставление заявок;
- составление итогового протокола;
- подписание договора с победившим участником.
Основными критериями определения поставщика по 223-ФЗ, как правило, являются:
- полная стоимость контракта;
- свойства продукции;
- наличие гарантийных обязательств;
- наличие у поставщика необходимых ресурсов;
- сроки поставки;
- сроки и порядок оплаты;
- квалификация сотрудников, привлекаемых к исполнению контракта;
Таким образом, открытый конкурс – самый сложный и продолжительный способ определения поставщика, который выгоден Заказчикам возможностью подбора поставщика по заданным параметрам, но в то же время совершенно не выгоден поставщикам как раз из-за субъективного подхода организаторов к рассмотрению заявок.