По мнению многих специалистов в области закупок открытый конкурс по 44-ФЗ является самой непрозрачной и сложной закупочной процедурой. Многие новички и даже поставщики с немалым опытом участия в торгах стараются избегать открытых конкурсов из-за сложностей, возникающих при подготовке конкурсных заявок, а также субъективного подхода Заказчиков к их рассмотрению. В этой статье речь пойдет о том, что такое открытый конкурс, и как он проводится.

Открытый конкурс по 44-ФЗ

Что это такое?

Открытый конкурс представляет собой процедуру определения поставщика, при которой сведения о закупке сообщаются неограниченному кругу лицу посредством размещения в ЕИС официального извещения о проведении закупки и конкурсной документации. Ко всем потенциальным участникам закупки при этом предъявляются единые требования.

Победителем признается поставщик, предложивший наиболее выгодные для Заказчика условия, отвечающие установленным требованиям.

Процедура проведения конкурса в открытой форме регламентируется статья 48-55 Закона 44-ФЗ. Согласно настоящему закону данный способ определения поставщика является основным и применяется всегда, кроме случаев, когда закупка относится к:

  • конкурсу с ограниченным участием (статья 56);
  • двухэтапному конкурсу (статья 57);
  • электронному аукциону (статья 59);
  • запросу котировок (статья 72);
  • запросу предложений (статья 83);
  • закрытым способам выбора поставщиков (статья 84);
  • закупке у единственного поставщика (статья 93).

Преимущества и недостатки

Преимуществ открытого конкурса не так много, как у других способов определения поставщика. К достоинствам открытой формы конкурса можно отнести:

  • возможность выбора поставщика с учетом квалификации участника и гарантии качества;
  • возможность передачи части работ по организации и проведении закупки специализированной компании.

В то же время минусов проведения открытого конкурса гораздо больше:

  • велика вероятность появления контроля со стороны специальных органов (для проверки правильности выбора метода закупки);
  • процедура определения поставщика занимает большое количество времени;
  • Заказчик может допустить ошибку в конкурсной документации, что существенно повысит риски возникновения претензий;
  • многоэтапное проведение конкурса накладывает на организатора множество функций, вследствие чего большая часть ответственности ложится на Заказчика.

Отличие конкурса от аукциона по 44-ФЗ

Основных отличий открытого конкурса от аукциона по 44-ФЗ четыре:

  • критерии сопоставления заявок (в электронном аукционе единственным критерием является стоимость контракта, а в открытом аукционе во внимание берутся и нестоимостные характеристики);
  • способ проведения процедуры (аукционы проводятся на пяти специализированных федеральных площадках, что подразумевает наличие ЭЦП и аккредитации на площадке, а конкурсы проводятся в бумажном виде, хоть и подразумевают возможность отправки заявок в электронном формате);
  • сроки проведения (проведение открытого конкурса занимает гораздо больше времени, чем проведение электронного аукциона);
  • способ обеспечения заявки (для конкурса может быть использован денежный депозит и банковская гарантия, а для электронного аукциона доступно только внесение денежных средств на счет ЭТП).

Сроки проведения открытого конкурса по 44-ФЗ

Сроки проведения открытого конкурса строго регламентированы 44-ФЗ, поэтому для удобства читателей мы систематизировали информацию и разместили ее в таблице.

Этап Срок Ссылка на 44-ФЗ
Публикация официального извещения Как минимум за 20 дней до официальной даты вскрытия конвертов Статья 49 часть 1
Внесение изменений/дополнений в извещение Как минимум за 5 дней до окончания сроков подачи заявок Статья 49 часть 4
Публикация откорректированного извещения 1 день с момента внесения корректировок Статья 49 часть 4
Отправка конкурсной документации запросившему участнику 2 рабочих дня со дня получения запроса от заинтересованного лица Статья 50 часть 4
Внесение корректировок в конкурсную документацию Как минимум за 5 дней до последнего дня подачи заявок Статья 50 часть 6
Публикация конкурсной документации с учетом корректировок 1 день с момента принятия решения о внесении корректировок Статья 50 часть 6
Отправка откорректированной конкурсной документации всем участникам, ранее делавшим запрос на ознакомление 2 рабочих дня со дня принятия решения о внесении корректировок Статья 50 часть 6
Отправка запроса о даче разъяснений положений документации Как минимум за 5 дней до последнего дня подачи заявок Статья 50 часть 7
Отправка разъяснений положений конкурсной документации 2 рабочих дня со дня получения запроса от заинтересованного лица Статья 50 часть 7
Публикация разъяснений положений 1 рабочий день со дня направления разъяснений Статья 50 часть 8
Принятие решения об отмене конкурса Как минимум за 5 дней до последнего дня подачи заявок Статья 36 часть 1
Отправка заявки на участие в конкурсе До истечения сроков подачи заявок Статья 51 часть 1
Вскрытие конвертов и открытие доступа к электронным заявкам В день окончания сроков подачи заявок Статья 52 часть 1
Публикация протокола вскрытия конвертов Не позже следующего рабочего дня Статья 52 часть 7
Рассмотрение и оценка поступивших заявок В течение 20 дней со дня вскрытия конвертов Статья 53 часть 1
Продление сроков рассмотрения и оценки заявок Максимум на 10 дней Статья 53 часть 1
Отправка уведомления о продлении всем участникам конкурса и публикация уведомления 1 рабочий день со дня принятия решения о продлении срока Статья 53 часть 1
Публикация итогового протокола До конца следующего рабочего дня Статья 53 часть 12
Отправка проекта контракта и протокола рассмотрения заявок победителю конкурса 3 рабочих дня со дня утверждения протокола Статья 53 часть 12
Отправка запроса Заказчику о даче разъяснений итогов конкурса После публикации итогового протокола рассмотрения заявок Статья 53 часть 13
Отправка разъяснений итогов конкурса участнику конкурса 2 рабочих дня со дня поступления соответствующего запроса Статья 53 часть 13
Заключение контракта Не ранее чем через 10 дней, но не позже чем через 20 дней со дня публикации итогового протокола Статья 54 часть 3
Отправка Заказчику подписанного победителем контракта и подтверждающего оплату обеспечения исполнения контракта 10 дней со дня публикации итогового протокола Статья 54 часть 3
Отправка проекта контракта второму участнику конкурса (при уклонении победителя от заключения контракта) 10 дней с момента признания победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта Статья 54 часть 5
Подписание контракта заказчиком и передача одного экземпляра победителю 10 дней со дня получения подписанного контракта Статья 54 часть 7
Уведомление второй стороны о наличии непреодолимых обстоятельств и судебных актов, препятствующих заключению контракта 1 день с момента обнаружения непреодолимых обстоятельств Статья 54 часть 9
Уведомление второй стороны об отмене непреодолимых обстоятельств и судебных актов, препятствующих заключению контракта Не позже дня, следующего за днем отмены непреодолимых обстоятельств Статья 54 часть 9
Публикация извещения о повторном конкурсе Как минимум за 10 дней до официального дня вскрытия конвертов и открытия доступа к электронным заявкам Статья 55 часть 3

Расчет сроков: калькулятор

Точно рассчитать сроки проведения открытого конкурса в рамках 44-ФЗ могут специализированные сервисы. Одним из них является онлайн-калькулятор Единого центра консультаций по госзакупкам, расположенный по адресу http://ecgz.ru/calc_d.htm.

Порядок проведения

Алгоритм действий Заказчика при организации открытого конкурса по 44-ФЗ можно представить следующим образом:

  • предварительная подготовка к проведению конкурса, в том числе создание конкурсной комиссии;
  • подготовка документов (разработка и утверждение конкурсной документации);
  • публикация официального извещения о проведении конкурса в ЕИС;
  • прием и регистрация поступивших заявок;
  • вскрытие конвертов с поступившими заявками и открытие доступа к электронным заявкам;
  • рассмотрение зарегистрированных заявок и подведение итогов;
  • подписание контракта с победившим участником.

В то же время действия участника открытого конкурса будут выглядеть несколько иначе:

  • сбор информации о проводимом конкурсе;
  • формирование заявки;
  • отправка заявки;
  • непосредственное участие в конкурсе;
  • отправка запроса о даче разъяснений итогов проведенного конкурса;
  • подписание контракта (в случае победы в торгах).

Документация

Конкурсная документация должна размещаться Заказчиком в ЕИС в одно время с публикацией официального извещения.

Помимо сведений, указанных в извещении, конкурсная информация должна содержать следующую информацию:

  • наименование объекта закупки, его описание, условия контракта и обоснование НМЦК;
  • валюта, используемая для формирования стоимости контракта;
  • порядок применения курса валюты к рублю, используемый при оплате контракта;
  • возможность единоличного изменения условий контракта Заказчиком;
  • требования к содержанию и составу предложений участников;
  • возможность заключения контракта сразу с несколькими участниками конкурса;
  • порядок и сроки отзыва заявок;
  • порядок разъяснения положений;
  • размер обеспечения заявки;
  • требования к банковской гарантии;
  • условия и сумма обеспечения исполнения контракта;
  • критерии рассмотрения заявок;
  • сведения о контрактном управляющем, контрактной службе и об ответственных за заключением контракта;
  • сроки подписания договора победителем;
  • возможность единоличного отказа от исполнения контракта.

Внимание: К конкурсной документации обязательно должен быть приложен официальный проект контракта.

Образец протокола

С образцом протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ можно ознакомиться по ссылке https://yadi.sk/i/ni1oKLW43Krzj3.

Извещение о проведении открытого конкурса

Согласно действующему законодательству Заказчик обязан опубликовать в ЕИС официальное извещение о проведении торгов как минимум за 20 дней до даты вскрытия конвертов или открытия доступа к электронным заявкам. Кроме того, Заказчик имеет законное право разместить данное извещение в СМИ, но при условии, что документ будет также размещен в ЕИС.

В извещении должны быть указаны такие сведения, как:

  • наименование, адрес, контактные данные (контактный номер телефона и электронный адрес), уполномоченное должностное лицо Заказчика;
  • лаконичное изложение условий договора;
  • идентификационный код/номер закупки;
  • актуальное ограничение участия в процедуре;
  • применяемый метод определения поставщика;
  • сумма и порядок внесения средств в счет обеспечения;
  • требования к участникам процедуры;
  • исчерпывающий перечень необходимой документации;
  • указание языка, на котором предоставлена вся документация о проведении процедуры;
  • место, время и дата вскрытия конвертов с поступившими заявками и открытия доступа к электронным предложениям;
  • методы и условия получения необходимой документации о проведении процедуры;
  • плата за предоставление документации;
  • место, порядок и сроки подачи заявок;
  • преимущества для специализированных учреждений: СМП, СОНКО, УИС и организаций инвалидов;
  • запреты, ограничения, условия допуска товаров иностранного производства;
  • реквизиты для внесения средств в счет обеспечения заявки.

Информационная карта

Таблицу с основными сведениями о проводимой покупке называют информационной картой открытого конкурса.

Важно: Если данные, содержащиеся в карте, отличаются от данных, указанных в общей документации, то за основу берутся сведения из информационной карты.

Требования к участникам открытого конкурса

Согласно российскому законодательству, а именно пункту 4 статьи 3 Закона 44-ФЗ, участвовать в открытых конкурсах может любая организация вне зависимости от ее организационной формы, расположения, места происхождения капитала (если только речь не идет об оффшорных зонах) и формы собственности, или любое физлицо, в том числе имеющее статус индивидуального предпринимателя.

Общие требования к участникам конкурсов установлены статьей 31.

Как оформляется заявка?

Для участия в открытом конкурсе поставщику необходимо составить и подать заявку в непрозрачном запечатанном конверте или в виде электронного документа, если такой способ подачи заявок предусматривается официальной конкурсной документацией.

Важно: Участник открытого конкурса имеет право лишь на одну заявку в отношении каждого открытого лота. В случае выявления нарушения данного правила, все обнаруженные заявки участника будут возвращены участнику.

Заполнять заявку следует согласно инструкции, прикрепленной к опубликованной конкурсной документации.

Установление платы за участие в определении поставщика в форме открытого конкурса не допускается. Исключение может составлять лишь предоставление конкурсной документации в случаях, указанных в соответствующем положении 44-ФЗ.

В подаваемой заявке должны содержаться:

  • документы и сведения о поставщике;
  • ценовое предложение, сведение о стране происхождения товара;
  • документация, подтверждающая соответствие товара требованиям, установленным на законодательном уровне (опционально);
  • документация, подтверждающая добросовестность поставщика (если ценовое предложение участника на четверть ниже начальной стоимости контракта);
  • документация, подтверждающая внесение денежных средств в счет обеспечения заявки;
  • документация, подтверждающая квалификацию поставщика (опционально);
  • рисунок, эскиз, фото и иное изображение или образец закупаемого товара;
  • опись приложенных документов.

Важно: Требовать от поставщика иную документацию и сведения, не указанные в данном перечне, Заказчик не имеет права.

При оформлении конкурсной заявки необходимо учитывать следующие правила:

  • все листы заявки должны быть пронумерованы и прошиты;
  • в заявке должен быть указан перечень приложенных документов;
  • подписанную заявку необходимо запечатать в конверт, не позволяющий посмотреть содержание заявки без вскрытия конверта.

Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта при участии в открытом конкурсе

При определении поставщика в форме открытого конкурса организатор в обязательном порядке должен установить требование финансового обеспечения заявок.

Способ обеспечения (денежный депозит или банковская гарантия) участник закупки выбирает самостоятельно.

Сумма обеспечения заявки должна быть от 0,5 до 5% максимальной стоимости контракта или не превышать 2%, если закупка проводится среди предприятий УИК, СМП, СОНКО или организаций инвалидов.

Кроме того, в официальном извещении о проведении конкурса Заказчик в обязательном порядке должен установить требование финансового обеспечения исполнения контракта.

Способ предоставления обеспечения также выбирается поставщиком самостоятельно.

Важно: Контракт может быть заключен лишь после предоставления победителем конкурса обеспечения исполнения условий контракта.

Сумма обеспечения должна быть в пределах 5-30% максимальной стоимости контракта, указанной в официальном извещении о проведении закупки.

Если в заявке победившего участника ценовое предложение ниже НМЦК как минимум на четверть, то сумма обеспечения увеличивается в 1,5 раза. Избежать увеличения размера обеспечения победитель может только в том случае, если сумма контракта не превышает пороговое значение в15 миллионов рублей. Для этого поставщику необходимо в составе подаваемой заявки предоставить Заказчику документы, официально подтверждающие его добросовестность (например, сведения об исполненных контрактах за определенный временной период).

Обнаружение недостоверности предоставленных сведений грозит участнику отклонением заявки.

Критерии оценки открытого конкурса по 44-ФЗ

Заявки на участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ оцениваются по следующим критериям:

  • стоимостные:
    • стоимость контракта;
    • цена жизненного цикла товара;
    • расходы на ремонт и эксплуатацию товара;
    • предложение о сумме расходов Заказчика, которые тот понесет или осуществит по энергосервисному договору.
  • нестоимостные:
    • функциональные, качественные и экологические свойства товара:
      • потребительские и функциональные характеристики;
      • соответствие экологическим нормам;
      • качество товара.
    • квалификация поставщика:
      • опыт поставщика в успешном исполнении контракта сопоставимого характера и объема;
      • квалификация персонала;
      • обеспеченность необходимыми трудовыми ресурсами;
      • наличие материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения закупки;
      • деловая репутация поставщика.

В каких случаях может быть признан несостоявшимся?

Основаниями для признания открытого конкурса не состоявшимся по 44-ФЗ являются следующие случаи:

  • до окончания установленных сроков подачи заявок поступила только одна заявка;
  • до окончания установленных сроков подачи заявок не поступило ни одной заявки;
  • в ходе рассмотрения поступивших заявок комиссия отклонила все заявки;
  • в ходе рассмотрения поступивших заявок комиссия одобрила лишь одну заявку;
  • второй участник не предоставил организатору подписанный договор и подтверждение обеспечения исполнения условий контракта в установленный срок (при условии, что победивший участник признан уклонившимся от заключения контракта).

В тех случаях, когда присутствует лишь одна заявка, соответствующая всем установленным требованиям, Заказчику предстоит прибегнуть к заключению контракта с единственным поставщиком. В остальных случаях Заказчик вносит соответствующие корректировки в документацию, после чего проводит закупку повторно.

Открытый конкурс по ФЗ №223

Проведение открытого конкурса в рамках 223-ФЗ имеет следующий ряд особенностей:

  • порядок проведения торгов организатор определяет самостоятельно и отражает сведения в конкурсной документации;
  • Заказчик формирует комиссию, в обязанности которой будет входить сопоставление и оценка предложений участников;
  • организатор может установить плату за предоставление конкурсной документации о закупке в бумажном виде по запросу заинтересованного лица;
  • в конкурсной документации должны содержаться сведения о предоставлении разъяснения положений;
  • возможно проведение переторжки (если такая информация указана в документации).

Сроки проведения открытого конкурса по 223-ФЗ несколько отличаются от сроков по 44-ФЗ:

  • минимальный срок подачи заявок – 20 дней;
  • сведения о любых корректировках в документации должны публиковаться в течение трех дней с момента их вступления в силу;
  • если корректировки вносились в документацию не менее, чем за 15 дней до крайнего дня подачи заявок, то срок подачи заявок может быть продлен не более, чем на 15 дней;
  • сроки рассмотрения и сопоставления поступивших заявок в рамках 223-ФЗ не регламентированы, поэтому организатор определяет их самостоятельно;
  • контракт с победившим участником заключается в течение 20 дней с момента публикации протокола.

Алгоритм определения поставщика в форме открытого конкурса по 223-ФЗ выглядит следующим образом:

  • составление конкурсной документации;
  • публикация официального извещения на ЭТП и ООС;
  • прием заявок;
  • открытие доступа к поступившим заявкам;
  • рассмотрение и сопоставление заявок;
  • переторжка;
  • окончательное сопоставление заявок;
  • составление итогового протокола;
  • подписание договора с победившим участником.
По итогам процедуры Заказчик подписывает договор с победившим участником на ранее предложенных условиях. Если же победитель уклоняется от подписания контракта, то Заказчик вправе заключить договор с участником, занявшим второе место.

Основными критериями определения поставщика по 223-ФЗ, как правило, являются:

  • полная стоимость контракта;
  • свойства продукции;
  • наличие гарантийных обязательств;
  • наличие у поставщика необходимых ресурсов;
  • сроки поставки;
  • сроки и порядок оплаты;
  • квалификация сотрудников, привлекаемых к исполнению контракта;

Таким образом, открытый конкурс – самый сложный и продолжительный способ определения поставщика, который выгоден Заказчикам возможностью подбора поставщика по заданным параметрам, но в то же время совершенно не выгоден поставщикам как раз из-за субъективного подхода организаторов к рассмотрению заявок.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Также вы можете задать вопрос онлайн-консультанту:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82