Любой соискатель, еще не вступивший в свою должность, обязан ознакомиться с документом, в котором будут приписаны его обязанности и сфера ответственности. Подписав эту бумагу, специалист соглашается со всем написанным там и может понести наказание в случае нарушения указанных требований.
Должностная инструкция маркетолога включает в себя четыре основных блока: общие положения, должностные обязанности, ответственность, права. При этом основная цель работы такого работника – исследование рынка, привлечение новых покупателей (клиентов), а также удержание уже существующих.
Как составить: общие положения
Должностная инструкция, как правило, разрабатывается отделом кадров и учитывает в себе специфику организации с ее целями. Если компания ведет активную политику в сфере маркетинга, то в ее структуре может быть создано отдельное подразделение, в котором часть сотрудников будут специалистами по анализу рынку, а другая часть – по рекламе.
В первом разделе инструкции «Общие положения» указываются квалификационные требования к работнику, касающиеся его образования, стажа, личностных качеств, профессиональных навыков и прочего.
Назначение на должность осуществляется только приказом генерального директора. При этом работник в процессе своей рабочей деятельность должен руководствоваться внутренними приказами, распоряжениями, уставом предприятия, законами РФ и своей должностной инструкцией.
Для успешной работы маркетолог должен знать:
- нормативно-правовые акты, методические указания по организации маркетинга;
- способы исследования экономической ситуации (конъюнктуры) и методы прогноза спроса реализуемого товара/услуги;
- специфику рекламного дела и работы рекламных агентств;
- порядок рассмотрения претензий на низкое качество товара (рекламаций) и ответов на них;
- способы взаимодействия со СМИ;
- основные свойства реализуемого товара/услуги (потребительские, технические), достоинства и недостатки продукции, ее отличие от аналогов на отечественном и зарубежном рынках;
- принципы ценообразования и ценовой политики в торговле;
- способы исследования побуждения потребителей и их лояльности к продукции;
- основы логистики: требования к поставкам, хранению и перевозки товара;
- методы расчета прибыли, рентабельности и издержек;
- организационную и распорядительную документацию организации;
- принципы распорядка внутри предприятия;
- правила и нормы охраны труда.
Должностные обязанности: на что имеет право маркетолог и его ответственность
Блок документа «Должностные обязанности» информирует работника о его обязательствах. В прямые обязанности входит исследование рынка, на который выпускается продукт, а также осуществление работы в сфере рекламы.
Под обязанностями по изучению рынка понимают:
- анализ причин, влияющих на поведение потребителей в плане их спроса на товар/услугу;
- исследование характеристик продукции конкурентов;
- сегментирование рынка, оценку предпочтений потребителей, прогноз продаж;
- рассмотрение потребностей покупателей, определение границы ценообразования;
- создание спроса на реализуемый товар, нахождение наиболее эффективного канала сбыта;
- изучение видов спроса и факторов, влияющих на него;
- разработку стратегии по стимулированию сбыта.
Во втором случае речь идет о разработке рекламной тактики, контроле выполнения рекламных кампаний на различных площадках (СМИ, социальные сети и т.п.), анализе эффективности популяризации за счет рекламы, разработке предложений по созданию уникального стиля фирмы и оформлении продукции.
В следующем разделе инструкции прописываются права маркетолога, в том числе на получение дополнительной информации (документации) из других подразделений компании и взаимодействие с начальниками других отделов по вопросам, касающихся маркетинга. Также специалист вправе оставлять свою подпись на документах и сообщать руководящему составу о своих предложениях по оптимизации деятельности отдела и ценообразования в рамках собственной компетенции.
Еще один блок документа закрепляет ответственность за работником в рамках законодательства РФ за:
- неисполнение своих должностных обязанностей;
- нанесение материального или делового ущерба компании;
- разглашение коммерческой тайны предприятия;
- неисполнение приказов руководящего состава;
- неправомерное использование своих полномочий в личных целях;
- несоблюдение законодательства, а также актов и других распорядительных документов внутри предприятия.
Нередко должностная инструкция маркетолога на предприятии заканчивается разделом «Условия работы», где указываются сведения о том, что специалист может направляться в служебные командировки (если это предусмотрено какими-либо локальными актами), а режим его рабочего распорядка будет зависеть от внутренних правил предприятия.
Образцы должностной инструкции маркетолога
Типовая
Скачать пример типовой инструкции маркетолога вы можете здесь: https://yadi.sk/i/qvR-bBZ_3TmWJz
Интернет-маркетолога
Из-за специфики работы к интернет-маркетологам нередко предъявляются требования к навыкам в области SEO и SMM, а их должностные инструкции обычно выглядят так: https://yadi.sk/i/mOsdSvhJ3TmXQU
Маркетолога-аналитика
Трудовые функции маркетолога с функциями аналитика: https://yadi.sk/i/vY2QVAKW3TmXZC
Трейд-маркетолога
Чтобы найти документ, подходящий для трейд-маркетолога, нажмите сюда: https://yadi.sk/i/a9MKyMWM3TmXoe
В ресторане
В заведениях общественного питания используются инструкции следующего типа: https://yadi.sk/d/cDHW0q-q3TmXx4
Ведущего
Полномочия и обязанности ведущего маркетолога шире возможностей рядового сотрудника, но и ответственность при этом у первого гораздо выше. Именно поэтому и должностная инструкция выглядит несколько иначе: https://yadi.sk/i/E-uVR-XT3TmYCu
Следует отметить, что должностная инструкция считается действительной только, если работник был с ней ознакомлен и оставил на ней свою подпись. В противном случае никакой силы данный документ иметь не будет.