Одним из важных документов, регламентирующих действия сотрудника на рабочем месте, является инструкция по охране труда. Разрабатываются такие документы на основе типовых отраслевых, межотраслевых инструкций, требований безопасности, правил по охране труда. Общие методические рекомендации по разработке документов содержатся в Постановлении Минтруда от 17.12.2002 № 80. Требования по организации охраны труда содержатся в постановлениях Минтруда РФ № 14 от 08.00.2014, №1 от 13.01.2003, № 29 от 13.01.2003.
В этой статье мы расскажем, какие положения должна содержать в себе инструкция по охране труда заместителя директора предприятия, а также представим несколько готовых вариантов данного документа.
Как составить: общие требования по охране труда
Первый раздел инструкции содержит перечень требований к работнику и указание на необходимый для него объем знаний, а также характеризует границы его ответственности.
В раздел включаются следующие положения:
- требования к работнику для допуска к соответствующей профессии (возраст, стаж работы, состояние здоровья, образование, практический опыт);
- перечень нормативных актов, являющихся основой деятельности сотрудника;
- перечень возможных факторов, которые могут отрицательно подействовать на здоровье работника (психологические, статические перегрузки, напряжение зрения при работе за компьютером, информационные перегрузки);
- указание на лицо, исполняющее функции заместителя директора во время его отсутствия;
- указание на непосредственную подчиненность.
Отдельным списком вносится объем знаний, необходимых для работы. Как правило, он включает в себя:
- основы административной работы;
- правила инструктажа работников;
- методика осуществления расследования несчастных случаев;
- основы эксплуатации используемого на предприятии оборудования;
- особенности оборудования;
- методики изучения условий работы на рабочих местах;
- правила безопасного проведения работ;
- средства контроля и мониторинга технического состояния используемого оборудования;
- техники безопасного проведения работ;
- телефоны экстренных служб.
Пересмотр содержания документа должен производится один раз в 5 лет. По истечении этого срока он должен быть заменен, либо продлен.
Инструкция по охране труда: требования перед началом, во время и по окончании работы
В следующем разделе содержится перечень конкретных действий, выполняемых сотрудником на рабочем месте в течение рабочего времени, а также список профессиональных запретов. Раздел, как правило, состоит из нескольких подразделов.
Основным требованием перед началом работы замдиректора является проверка:
- кабинета на соответствие требованиям санитарной, противопожарной безопасности, соблюдение температурного режима;
- работоспособности используемого оборудования, установление отсутствия оголенных проводов, угроз жизни и здоровью;
- состояния рабочего места, создание условий, исключающих длительное пребывание в неудобной позе, напряженных положений тела;
- наличия в пределах досягаемости средств пожаротушения;
- освещенности рабочего места, регулировка угла наклона монитора компьютера, высоты рабочего кресла.
Во время работы сотруднику необходимо:
- исключить раздражающие шумы;
- поддерживать чистоту рабочего места;
- своевременно проветривать помещение;
- проводить гимнастику и организовывать технологические перерывы.
Как правило, подраздел о требованиях по окончании работы включает в себя положения о выключении используемой техники, приведении рабочего места в порядок, сообщении о возникших неисправностях обслуживающему персоналу.
Несоответствие содержания инструкции действующим нормативным актам является административным правонарушением и влечет ответственность по ст.5.27 КоАП РФ.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
В данном разделе необходимо отразить:
- список возможных аварийных ситуаций, причин их возникновения;
- перечень конкретных действий, которые должны быть предприняты для своевременного предотвращения негативных последствий;
- список конкретных действий по организации первой помощи в различных ситуациях (при пожаре, травмах, внезапном заболевании).
При составлении раздела необходимо руководствоваться типовыми документами, федеральным законодательством, постановлениями правительства.
Образцы инструкции по охране труда заместителя директора
По АХЧ (административно-хозяйственной части)
Для замдиректоров по АХР школы (административно-хозяйственной работе) действуют инструкции следующего типа: https://yadi.sk/i/l3aljBAG3U2KfL
С образцом инструкции, подходящей для сотрудника ДЮСШ, вы можете ознакомиться здесь: https://yadi.sk/d/tTjvizYa3U2KyJ
По УВР (учебно-воспитательной работе)
Бланк инструкции по охране труда замдиректора по УВР вы можете скачать здесь: https://yadi.sk/i/2oH0jcL33U2L5K
По УР (учебной работе)
Правила работы заместителей директора по учебной работе регламентированы документами такого типа: https://yadi.sk/d/zOSg5qVW3U2LAa
По общим вопросам
Чтобы скачать пример документа для данного сотрудника, нажмите сюда: https://yadi.sk/i/Y_YwZiQN3U2LGi
В заключение хотелось бы отметить, что инструкция должна храниться в доступном для ознакомления месте, сотрудник должен быть ознакомлен с ней при первичном инструктаже. Учет и хранение инструкции должны осуществляться ответственным за охрану труда работником организации.