Социальные сети давно стали не только пространством для общения, но и сферой продвижения коммерческих брендов, товаров и услуг. Выполнением данной задачи профессионально занимаются SMM-специалисты. Эти труженики виртуальной реальности являются знатоками всех тонкостей интернет-маркетинга.
Об особенностях их работы, а также о том, должен ли проходить SMM-менеджер обучение, и будет рассказано в настоящей статье.
Кто такой SMM-менеджер: что нужно знать о профессии?
В наши дни очень многие компании имеют собственные официальные аккаунты в соцсетях. Но чтобы интернет-странички «работали», т. е. увеличивали прибыль, ими нужно регулярно заниматься. Именно эта необходимость и стала причиной появления новой, но уже успевшей стать популярной, профессии.
Итак, SMM-менеджер – это специалист, осуществляющий комплекс мероприятий с целью продвижения товаров, услуг, фирменных брендов в социальных сетях. Он заполняет аккаунт заказчика материалами: новостями, фото, видео, розыгрышами, представляющими интерес для потенциальных клиентов. Это может быть как абсолютно коммерческая информация, так и любой контент, который привлечет новую аудиторию, повысит лояльность людей к компании, что в конечном итоге положительно скажется на продажах.
Специалисту по SMM в работе пригодятся следующие качества:
- коммуникабельность – потребуется находить подход к разным категориям людей;
- креативность – для создания интересного контента нужен творческий подход;
- собранность – необходимо правильно распределять рабочее время, чтобы все успеть;
- усидчивость – рабочий процесс осуществляется исключительно за компьютером.
Следует отметить, что среди представителей этой профессии большое количество фрилансеров – людей, работающих без заключения трудового договора и оказывающих услуги по заявкам заказчиков.
Задачи и обязанности
Работодатель или заказчик может по-разному сформулировать задачи, которые предстоит выполнить SMM-менеджеру – например, увеличение прибыли или брендирование компании. Однако в любом случае деятельность специалиста осуществляется в 2-х основных направлениях:
- привлечение новой аудитории (подписчиков);
- поддержание интереса к аккаунту заказчика (размещение контента, общение).
Для реализации данных задач SMM-специалист выполняет следующие обязанности:
- ведет все странички и группы фирмы в соцсетях, осуществляет их ежедневный менеджмент (общение с пользователями, удаление спама, проверка комментариев);
- отслеживает интересы и запросы аудитории, изучает статистику по хэштегам, лайкам, репостам, публикациям;
- проводит мероприятия для привлечения подписчиков – розыгрыши, конкурсы;
- наполняет аккаунты заказчика интересным контентом – новостями, заметками, фотографиями, видео;
- привлекает целевую аудиторию с помощью таргетированной рекламы;
- участвует в совещаниях или переговорах в Skype, мессенджерах и других программах;
- готовит план по наполнению аккаунтов;
- составляет отчеты о результатах проделанной работы.
Работа и зарплата
Средняя зарплата этого специалиста, работающего по трудовому договору, в нашей стране составляет 33 тыс. руб. Наиболее высокое вознаграждение за подобные услуги предлагают работодатели крупных городов: до 90 тыс. руб. – в Москве, до 70 тыс. руб. – в Санкт-Петербурге. Фрилансеры же могут зарабатывать, как больше, так и меньше. При этом труд СММ-щика привлекателен тем, что проживая в небольшом провинциальном городе, он имеет возможность работать удаленно в московской компании и получать доходы, измеряемые по столичным меркам.
Целеустремленный специалист может построить в этой сфере хорошую карьеру. В частности, ему будет вполне по силам возглавить крупный интернет-проект, занять руководящую позицию в организации, создать собственное агентство или же заняться инфобизнесом – давать консультации или проводить обучающие занятия.
Плюсы и минусы профессии
К достоинствам профессии можно причислить:
- востребованность на рынке труда ввиду популярности соцсетей среди населения;
- интересный, динамичный рабочий процесс, требующий постоянного поиска новых идей;
- доступность и невысокая себестоимость «рабочих инструментов» — недорогие рекламные акции, лайки и репосты и т. д.;
- высокий заработок, предельный размер которого зависит только от количества потраченного времени и вложенных усилий;
- возможность работать удаленно из любой точки мира, а также – в режиме гибкого рабочего времени.
К недостаткам такой деятельности следует отнести следующее:
- у фрилансера могут быть периоды перебоев с заказами;
- работа в постоянном сидячем положении перед монитором негативно сказывается на здоровье.
Как стать SMM-специалистом: с чего начать?
Законодательством не установлены требования, которым должны соответствовать представители данной профессии. Из этого следует, что заняться подобной деятельностью может человек любого пола и возраста с любым уровнем образования.
Безусловно, выполнение обязанностей СММ-щика требует наличия определенных знаний и навыков. Однако, ввиду того, что специальность появилась не так давно, пока не существует вузов и колледжей, где можно ее получить. Правда, освоить это направление будет легче людям, уже имеющим образование в сфере маркетинга, рекламы, PR и журналистики. Но это совершенно необязательное условие – постижение мира СММ реально начать с нуля.
На текущий момент вникнуть в суть этой профессии можно двумя путями:
- пройти платные обучающие курсы у «ветеранов» данной стези;
- самостоятельно – это бесплатно, но займет больше времени.
В ходе освоения необходимых знаний и навыков нужно акцентировать внимание на следующих моментах:
- как ведут себя пользователи в глобальной сети;
- почему они себя так ведут;
- что их интересует;
- чем можно привлечь их внимание.
Кроме того, следует серьезно отнестись к изучению:
- PR и маркетинга;
- азов веб-дизайна.
Затем необходимо научиться:
- регистрировать аккаунты, наполнять их контентом и управлять ими;
- осуществлять аудит социальных сетей с целью формирования эффективной стратегии дальнейшей работы;
- размещать рекламу на площадках, наиболее подходящих для привлечения целевой аудитории.
Следует отметить, что работа в этой сфере требует постоянного самообразования. Посещение курсов, просмотр вебинаров и видеолекций, чтение книг, отслеживание публикаций авторитетных СММ-щиков, задающих тренды – все это будет вкладом в профессиональное развитие.
Какие навыки нужны?
СММ-щику необходимо сочетать в себе таланты:
- копирайтера;
- маркетолога;
- web-дизайнера.
Для выполнения своих обязанностей в соцмедиа («Вконтакте», Инстаграм, Фейсбук, Твиттер, Ютуб, различные форумы, блоги и т. д) он должен обладать следующими навыками:
- создавать и воплощать в жизнь стратегию продвижения продукта;
- пользоваться smm-инструментами;
- писать интересные, увлекательные тексты;
- работать с программами обработки изображений;
- уметь настраивать таргетированную рекламу;
- понимать запросы аудитории;
- знать основы верстки веб-страниц;
- уметь генерировать свежие идеи;
- обладать высоким уровнем грамотности письма.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Для того, чтобы работать по данному направлению, не требуется обязательного наличия какого-либо диплома. Самое главное – это обладать необходимыми умениями. Будущий СММ-менеджер обучение может пройти и самостоятельно. Но если освоить необходимые навыки своими силами не получается, то остается следующий вариант – взять индивидуальные уроки у профессионала или окончить специализированные курсы в обучающих центрах.
Сколько учиться после 9 и 11 класса?
Срок обучения после 9-го и 11 класса – одинаков. В зависимости от выбранных курсов он может быть разным – от нескольких часов до нескольких месяцев.
Возможно ли дистанционное обучение?
Освоить smm продвижение воможно, как посещая занятия очно, так и проходя онлайн-курсы. В последнем случае учащийся обучается на расстоянии, просматривая видеолекции в сети и выполняя присланные ему задания.
Дистанционные курсы по SMM предлагают пройти следующие авторитетные школы онлайн-обучения, имеющие лицензии на образовательную деятельность:
- Нетология:
- в курс входит теория, практика, защита диплома;
- продолжительность учебы – 3 месяца;
- стоимость – 39,9 тыс. руб. (возможна рассрочка).
- Geekbrains:
- в курс входит теория и выполнение самостоятельных заданий;
- продолжительность учебы – 4 месяца;
- стоимость – 49,99 тыс. руб. (возможна рассрочка).
Где учиться SMM-продвижению?
Курсы по SMM-маркетингу можно пройти в любом учебном центре, предлагающем подготовку по данному направлению. При выборе учебного заведения, помимо цен следует изучить предлагаемую им программу обучения и отзывы выпускников.
В Москве
В столице обучение по данной специальности предлагают:
- Школа TV и журналистики:
- форма – очная;
- срок – 16 часов;
- цена – 9,6 тыс. руб.
- MyAcademy:
- форма – очная;
- срок – 1 месяц;
- цена – 16,2 тыс. руб.
- Moscow Digital Academy:
- форма — очная, дистанционная;
- срок – 48 часов теории и 85 часов практики;
- цена – от 39,9 тыс. руб.
- Учебный центр при МГТУ им. Баумана:
- форма – очная, дистанционная;
- срок – 24 часа;
- цена – от 19,99 тыс. руб.
- Русская Школа Управления:
- форма – очная;
- срок – 2 дня;
- цена – 29,9 тыс. руб.
В Санкт-Петербурге
В СПб подобные курсы можно пройти в следующих учебных заведениях:
- Школа TV и журналистики:
- форма – очная;
- продолжительность – 16 часов;
- стоимость – 9,6 тыс. руб.
- Учебный центр Бруноям:
- форма – очная;
- продолжительность – 24 часа;
- стоимость 14, 9 тыс. руб.
- Учебный центр Red Carpet:
- форма – очная, дистанционная;
- продолжительность – 32 часа;
- стоимость – 13,6 тыс. руб.
- Новая школа маркетинга:
- форма – очная;
- продолжительность – 20 часов;
- стоимость – 10,8 тыс. руб.
- Русская Школа Управления:
- форма – очная;
- продолжительность – 2 дня;
- стоимость – 29,9 тыс. руб.
Как видно, специалист по SMM – это популярная в наши дни профессия, освоить которую можно как самостоятельно, так и на обучающих курсах.