Сегодня для улучшения результатов работы коммерческих организаций с их сотрудниками проводится множество различных тренингов. Во время них моделируют практические ситуации, учат работников новому. Руководит такими занятиями бизнес-тренер, а обучение на этого специалиста можно пройти на специализированных курсах.
Кто такой бизнес-тренер: что нужно знать о профессии?
Бизнес-тренинг – это способ интерактивного обучения, который носит практический характер и направлен на развитие профессиональных навыков и личных качество обучаемых, а также на раскрытие их личностного потенциала.
Тренинг выполняет сразу несколько задач:
- своеобразная «дрессировка» сотрудников, призванная отточить совершение ими определенного действия до уровня автоматизма;
- передача обучаемым новых знаний, касающихся их сферы деятельности;
- способствование большему раскрытию потенциала личности обучаемых.
Тренинги – относительно молодое явление. Первые из них провел в 1912 году Дейл Карнеги в специально открытом им для этого учебном центре. Основной задачей занятий Карнеги называл повышение уверенности в себе у обучаемых, улучшения их навыков красноречия, работы в команде. Собственно говоря, то, чем занимался Карнеги больше напоминало современный коучинг и не было именно бизнес-тренингами, хотя и заложило их фундамент.
Идеями Карнеги о тренингах заинтересовался другой американский психолог – Курт Левин. Он также начал проводить занятия. В качестве их основной цели выступала оптимизация процесса работы в команде. Результаты занятий были столь высоки, что на них обратило внимание правительство США и, изучив методику Левина, вскоре создало Национальную тренинговую ассоциацию для обучения государственных служащих.
К середине ХХ века специалисты-тренеры осознали, что гораздо эффективнее проводить тренинги не по общим психолого-социальным аспектам человеческой деятельности, а специализировать занятия, сузив их тематику до той сферы деятельности, в которой работают обучаемые. Так возникли бизнес-тренинги в современном виде.
В России первые бизнес-тренинги появились в 1990-х годах. Ранее они не развивались в нашей стране в связи с отсутствием коммерческих организаций, а также по идеологическим причинам. Однако после появления частной собственности и старта многих бизнес-проектов возникла потребность в таких занятиях и их стали проводить.
В зависимости от направления обучения бизнес-тренинг может быть посвящен:
- искусству ведения переговоров с коммерческими партнерами;
- способам повышения количества продаж продукции;
- оптимизации работы коллектива как единой команды;
- правильному планированию своего рабочего времени;
- изучению корпоративной культуры и традиций компании, в которой работают обучаемые.
Помимо этого, на занятии рассматривают и психологические аспекты работы: преодоление личных проблем, личностное развитие, реализацию своего потенциала, способы борьбы со стрессом и «выгоранием», а также многие другие. Иными словами, бизнес-тренинг – это комплексное мероприятие, которое выполняет сразу несколько задач, призванных улучшить работу сотрудников организации и сделать ее максимально продуктивной.
Обычно бизнес-тренинг строят по принципу смены видов активности обучаемых, чередуя подачу информации, ее обсуждение и практические занятия, основанные на моделировании ситуаций, возникновение которых возможно в ходе рабочего процесса.
Сегодня все большее распространение получает новый вид обучения – бизнес-мастерская. По своему содержанию занятие мало отличается от бизнес-тренинга. Однако есть два основных момента, делающее этот тип подготовки более эффективным:
- свыше 70% занятия посвящено практике;
- тематику занятия определяют сами обучаемые, а тренер выступает в роли своего рода модератора.
К участию в бизнес-мастерской рекомендуют привлекать сотрудников с опытом работы более трех лет: менее опытные работники не смогут самостоятельно направить занятие в нужное русло, выбрать темы для него и сконцентрироваться исключительно на его практической стороне, не получая теоретического материала. Статистика показывает, что такие «мастерские» имеют гораздо большую эффективность, чем традиционные тренинги.
Задачи и обязанности
Вот какие обязанности обычно выполняет бизнес-тренер:
- анализирует работу служащих компании и выявляет в ней недостатки;
- выбирает тему занятия и составляет его план по результатам проведенного анализа;
- организует и проводит занятия с работниками фирмы, улучшая в ходе него наиболее слабые навыки сотрудников;
- собирает и обобщает информацию о результатах проведенных занятий;
- в случае неудовлетворительных результатов занятия проводит его повторно;
- подготавливает для руководителя организации отчетные документы о проведенном занятии и его результатах.
Работа и зарплата
В Москве бизнес-тренер зарабатывает от 40 000 до 100 000 рублей. В регионах эти цифры меньше – от 25 000 до 65 000 рублей.
Карьерное развитие в привычном смысле (то есть занятие должности на одну или несколько ступеней выше) для специалиста невозможно. Однако он имеет перспективу так называемого горизонтального карьерного роста. Он заключается в освоении новых навыков, получении знаний в других областях и, как следствие, возможности выполнять большее число функций. Для бизнес-тренера это – способность преподавать для сотрудников фирм, работающих в разных сферах. Это позволяет специалисту стать своего рода универсалом, что, в свою очередь, влияет на уровень его дохода.
Найти работу представителю профессии довольно просто как в Москве, так и в регионах – крупные компании есть везде, а, значит, есть и потребность в проведении тренингов с их сотрудниками. Правда, в провинции вакансий несколько меньше, чем в столице.
Плюсы и минусы профессии
Вот основные преимущества профессии:
- востребованность на рынке труда;
- высокая зарплата;
- интересная, творческая работа.
Минус у специальности, пожалуй, только один – необходимость постоянного общения с людьми и активного взаимодействия с ними. Это психологически выматывает и создает повышенный уровень стресса.
Как стать бизнес-тренером?
Какие навыки нужны?
Вот какие способности и личные качества потребуются бизнес-тренеру.
- Общительность, коммуникабельность. Обучение – это общение с учениками. Поэтому руководитель занятий должен уметь общаться, быть коммуникабельным, открытым.
- Эмпатия. Тренер должен чувствовать других людей, определять их эмоции, настроение. Это крайне важно в процессе обучения.
- Умение объяснять. Бизнес-тренинг – это, в том числе, и подача обучающимся новой информации, расширение круга их профессиональных знаний. Поэтому тренер должен уметь доходчиво объяснять новый материал своим ученикам.
- Готовность к обучению. Специалист не только должен уметь учить других, но и постоянно учиться новому сам. Ведь тенденции в сфере ведения бизнеса постоянно меняются, появляются новые, более эффективные методики. Представитель профессии должен следить за такими изменениями, чтобы рассказать о них ученикам.
- Стрессоустойчивость. Обучение других – это деятельность, сопряженная с высоким уровнем стресса. Его надо уметь хорошо переносить.
- Организаторские способности. Чтобы учить людей, нужно в некотором роде управлять ими, руководить, а это требует определенного уровня организаторских способностей.
- Творческое начало. Специалисту необходимо составлять план занятий, придумывать и моделировать учебные ситуации, подавать материал так, чтобы заинтересовать обучающихся – все это требует творческого подхода и фантазии.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Традиционные образовательные организации (высшие и средние специальные учебные заведения) в России не учат специальности. Однако освоить ее все равно можно. Для этого необходимо пройти специализированные курсы.
Какие предметы нужно сдавать?
Для обучения на курсах не требуется сдавать вступительные экзамены или предоставлять результаты ЕГЭ. Достаточно заключить контракт на оказание образовательных услуг и заплатить за учебу.
Сколько учиться после 9 и 11 класса?
На курсах срок обучения не зависит от того, сколько классов окончил ученик. Продолжительность учебы определяется программой курсов и может составлять от нескольких дней до нескольких месяцев.
Возможно ли дистанционное обучение?
Стать бизнес-тренером можно и пройдя дистанционные онлайн-курсы. Для этого потребуется только компьютер с подключением к Интернету.
Где пройти обучение на бизнес-тренера?
В Москве
Вот какие курсы бизнес тренеров в Москве можно пройти для того, чтобы освоить профессию.
- «Школа бизнес-тренеров Молоканова и Сикирина». Стоимость – 27 500, срок – один месяц.
- «Moscow Business School». Цена – 30 000, время – сорок учебных часов.
- НОУ «МУПИ». Стоимость – 35 000, время – три недели.
- НОЧУ ДПО «Институ «Профессионал». Стоимость – 65 000, продолжительность – три месяца.
- ЦПБ «Тренер-профи». Цена – 21 000, срок – двадцать дней.
- «Школа бизнес-тренеров Светланы Бадаевой». Стоимость – 36 500, время – два месяца.
- Международная школа «ICBT». Цена – 40 000, срок – сорок восемь академических часов.
В Санкт-Петербурге
А это – аналогичные образовательные программы Санкт-Петербурга.
- Курсы при факультете психологии СПбГУ. Цена – 18 000, срок – один месяц.
- Тренинговое агентство «Мастер-класс». Время – десять дней, стоимость – 8 500.
- Тренинги «EQuator». Цена – 30 000, срок – сорок восемь учебных часов.
- Бизнес-школа «Институт технологий менеджмента». Стоимость – 24 500, длительность – полтора месяца.
- Тренинговая компания «Золотой пегас». Стоимость – 17 500, срок – две недели.
- Школа бизнеса «Синергия». Время – два месяца, стоимость – 28 000.
- Центр профессионального развития «Профи-карьера». Стоимость – 10 500, срок – три недели.
Бизнес-тренер – интересная работа, требующая умения общаться и объяснять, а также фантазии и творческого подхода. Зарабатывают представители этой профессии довольно неплохо, а работу им найти – не сложно. Освоить специальность в традиционных учебных заведениях не получится, зато ей можно обучиться на курсах.